Обзор рынка мясной гастрономии Краснодарского края

2010-09-03

На протяжении последних пяти лет Краснодарский край устойчиво занимает лидирующие позиции по объемам производства колбасных изделий. По итогам 2009 года на долю края приходилось 5,6% общероссийской продукции мясной гастрономии.

Основной причиной увеличения доли присутствия на общероссийском рынке является повышение уровня собственного производства. Так на протяжении исследуемого периода ежегодный прирост составил порядка 5%.

Рисунок 1 – Динамика производства колбасных изделий в Краснодарском крае, тыс. тонн

Максимально высокого уровня производства краю удалось достигнуть в 2008 году, увеличив производство до 105,2 тыс. тонн. 2009 год для промышленного производства колбасной продукции оказался более тяжелым, что обусловлено нехваткой сырья для переработки, а также понижением спроса в связи с трудной финансовой ситуацией, как в крае, так и России в целом.

Что же касается продуктовой структуры производства, то рынок мясной гастрономии отличается разнообразием – ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться.

В целом же по России наибольший сегмент приходится на колбасы, которые занимают около 2/3, при этом вареные колбасы обеспечивают 35% продаж продукции мясной гастрономии. Доля варено-копченых и полукопченых разновидностей составляет 28%.

Если же говорить о ценовых сегментах, то соотношение продукции разных ценовых ниш на рынке мясной гастрономии на протяжении длительного периода менялось в сторону увеличения доли дорогостоящей мясной гастрономии. В настоящий момент на мясные/колбасные изделия высокого ценового сегмента приходится порядка 20–25%, однако ежегодный рост на 2-3%, наблюдаемый на протяжении длительного времени прекратился.

В целом структура рынка мясной гастрономии соответствует распределению населения по уровню доходов: емкость среднего ценового сегмента аккумулирует основную часть объемов продаж. По результатам различных исследований, в настоящее время потребителями мясной гастрономии являются более 90% населения России.

При этом на сегодняшний день отмечается несколько важных тенденций спроса на продукцию мясной гастрономии. Так до кризисного периода цена перестала быть определяющим фактором выбора продукции. Большинство потребителей при совершении покупки в первую очередь ориентировались на ее качество.

В конце 2008 года стоимость продукции снова становится важнейшим фактором ее выбора, что обуславливается снижением платежеспособности потребителей во время кризиса. В ответ на складывающуюся экономическую обстановку производители остановили рост цен, которые до настоящего момента удерживаются на том же уровне.

По итогам 1 полугодия 2010 года наибольшая стоимость приходится колбасу сырокопченую – 1 кг этой продукции стоит 483 руб. Цена за кг копченостей составляет 323 руб. Диапазон цен на варенные и полукопченые колбасы, а также сосиски составляет 165-220 руб./кг.

 

Рисунок 2 – Динамика потребительских цен на колбасную продукцию в Краснодарском крае, руб./кг

Таким образом, рынок колбасных изделий является динамичным и развивающимся. Снижение, отмечаемое в 2009 г., было обусловлено общей ситуацией, как в отрасли животноводства, так и в целом экономике, и не имеет долгосрочный характер. Возврат на достигнутые позиции планируется уже в 2010-2011 гг.