Обзор фармацевтического рынка

2010-10-25

Ассортимент современной российской аптеки представлен не только лекарственными препаратами, но и включает широкий ассортимент нелекарственной продукции, применяемой в лечебных, профилактических и эстетических целях. Нелекарственный ассортимент представлен многочисленными товарными группами, среди которых можно выделить основные сегменты: биологически активные добавки (БАД); фитопрепараты; косметические средства; медицинская техника; средства гигиены и т.д.
Российский фармацевтический рынок на протяжении уже довольно длительного времени является одним из успешных сегментов экономики и демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на кризисные 2008-2009 гг., фармацевтическому рынку удалось не только сохранить достигнутые позиции, но и улучшить их.
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент включает в себя аптечные продажи лекарств и парафармацевтики (товаров для красоты и здоровья, не лекарственный ассортимент) без учета продаж по Программе Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО). Государственный сегмент включает в себя аптечные продажи готовых лекарственных средств (ГЛС) по Программе ДЛО, а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).
Наибольшие темпы роста в последние годы демонстрирует коммерческий сегмент лекарственных препаратов. Всего за 2009 год данный сегмент увеличился на 20%. Столь высокие показатели удалось достичь благодаря реализации готовых лекарственных средств, где за исследуемый период продажи возросли на 22%.

Рисунок – Емкость потребительского фармацевтического рынка, млрд. руб.

За период с 2006 по 2009 гг. рост объемов продаж ГЛС и парафармацевтики составил 78%. При этом высокие показатели роста отмечались как в объемах продаж ГЛС, так и в объемах продаж парафармацевтиков, где рост за четыре года составил 76% и 81% соответственно. За 8 месяцев 2010 года объем продаж составила 142,8 млрд.
Если говорить о динамике продаж БАДов на протяжении последних пяти лет, то ежегодный прирост в рублевом эквиваленте составлял порядка 15-20%. Всего за последние пять лет рынку биологически активных добавок удалось увеличиться почти в два раза.
Основными игроками на рынке БАД являются 10 компаний, совокупная доля по итогам 2009 года составляет 51,6%: Эвалар, Диод, Аквион, Ferrosan, Natur Product, Rharma-med, Экомир, Nycomed, Вис и Newman Nutrients.
Для рынка лекарственных трав и сборов на протяжении длительного времени была характерна тенденция к росту, однако объем рынка и его доля в общем объеме фармпрепаратов на сегодняшний день выглядят довольно скромно, и составляет по не более 1 млрд. руб. (0,1% - 0,4%). В тоже время в странах Евросоюза аналогичная продукция занимает до 10% от общего объема лекарственного рынка.
Однако важно отметить, что положительная динамика в последнее время отмечается только в стоимостном выражении, что обеспечено цен на лекарственные средства, а не увеличением натурального потребления. Влияние финансового кризиса на фармацевтический рынок выразилось в снижении продаж в натуральном выражении примерно на 6%.
2010 год станет годом формирования «нового» фармацевтического рынка, более упорядоченного с законодательной стороны. Основными проектами в 2010 году стали закон «Об обращении лекарственных средств» и постановление Правительства «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС».