Анализ автостоянок и парковочных мест в Краснодаре

2010-02-12
Краснодар – столица Краснодарского края и один из наиболее загруженных городов России по автомобильному транспорту. По последним данным исследования РБК Краснодар занимает пятое место по количеству машин, приходящееся на 1000 человек, уступая лишь Владивостоку, Красноярску, Сургуту и Тюмени.
В кубанской столице зарегистрировано 248 тысяч автомобилей. За три последних года их количество увеличилось на 35 тысяч, за 2008 год - на 7 тыс. Однако, по причине кризисных, вызвавших сокращение платежеспособного спроса на автомобили, явлений эти темпы снизились. Следует также учитывать иногородние машины, прибывающие в краевой центр по разным надобностям или же просто зарегистрированные в других районах. Таким образом, на сегодняшний день в Краснодаре насчитывается около 300 тыс. автомобилей.
Однако имеющийся уровень благоустройства и состояние дорожно-мостового хозяйство города не способен должным образом решить проблему размещения такого большого количества автомобилей на улицах города.
При этом проблема парковки на сегодняшний день наблюдается в течение всего дня. В вечернее и ночное время острая нехватка парковочных мест наблюдается во дворах спальных районов. Водители вынуждены ставить машины на газонах и пешеходных дорожках, на обочине проезжей части, между деревьев и т.д.
В утренние и дневные часы проблема с парковочными местами возникает в центральной части города. Как правило, большинство офисных зданий не имеют собственных парковочных мест, и работники вынуждены, нарушая правила парковки, оставлять машины на проезжей части и тем самым создавая помехи другим участникам дорожного движения. И с каждым годом данная проблема становится все более актуальной. Комплексных мер по изменению сложившейся ситуации в Краснодаре проводится не столь активно, как этого требует ситуация, каждый решается проблему своими силами.
Сейчас в Краснодаре уже несколько многоуровневых паркинга: на вещевом рынке по улице Вишняковой, в ТРЦ «Красная площадь», в коммерческом центре «Кристалл» на пересечении улиц Северной и Леваневского, в торговом центре «Галерея» на пересечении Красной и Северной, а также по адресу: ул. Новороссийская, 230. В 2009 году была сдана 9-ти уровневая парковка Сбербанка, рассчитанная на 242 машиноместа.


Основные парковочные места в г. Краснодар

Всего же по итогам 2009 года основная доля обустроенных паркингов приходится на различные торговые комплексы. Только в крупных торговых центрах, представленных в таблице 10, количество парковочных мест превышает 20 тыс. машиномест. Это обуславливается тем, что паркинг является обязательным элементом инфраструктуры торгового центра. В соответствии с рекомендуемыми рыночными показателями, вместительность паркинга должна определяться исходя из соотношения 4–8 машиномест на 100 м2 общей торговой площади, в зависимости от вида ТЦ, месторасположения, объема, структурного наполнения и других факторов.

Однако наличие парковочных мест отмечается в новых комплексах не старше пяти лет. В центральной части города, где большинство торгово-офисных помещений располагаются в старых зданиях, наблюдается острый дефицит парковочных мест. Здесь машины, паркуясь на обочинах дорог, становятся главной причиной заторов, или на отведенных местах, количество которых редко более пяти.

Еще более остро проблема с парковкой автотранспорта возникает в традиционно спальных районах города. Сегодня практический каждая семья, которая способна купить квартиру, имеет минимум один автомобиль, а значит, сразу же сталкивается с проблемой хранения автотранспорта. Количество гаражей катастрофически не хватает. По официальным данным в Краснодаре насчитывается около 36 тыс. цельнометаллических гаражей. Что же касается капитальных гаражей, то их еще меньше.

Проблема нехватки мест для хранения автомобилей в спальных районах объясняется тем, что ранее при проектировании и строительстве, как жилых районов, так и отдельных дворов, ей не уделялось должного внимания. Во-первых: еще 7-10 лет назад количество автотранспортных средств у населения не было столь велико; во-вторых: в силу дефицита нового жилья свободные земельные участки отводились для строительства многоквартирных жилых домов; в-третьих: строительство многоярусных паркингов и гаражных комплексов менее ликвидное по сравнению с жилым строительством.

В настоящее время, каждый сданный дом обеспечивается в лучшем случае подземным паркингом, рассчитанным всего лишь на 30% имеющихся автомобилей в доме. А многие дома эконом-класса сдаются вообще без специальных мест для парковки автотранспорта. Вследствие вышеприведенных причин жители окрестных домов превратили в стихийные парковки не только тротуары газоны, но и детские площадки.

Наибольшую потребность в парковочных местах на сегодняшний день испытывают Фестивальный и Юбилейный микрорайоны, а также Центральный район. Данные районы характеризуются практически полным отсутствием гаражей и платных стоянок, не говоря уже о бесплатных, вследствие плотной застройки.
Сложившаяся ситуация в большей степени отражается на стоимости гаражей и парковочных мест в этих районах. Средняя стоимость гаража в различных районах города Краснодара колеблется от 300 до 1000 тыс. руб. и выше. Стоимость парковочных мест как правило варьируется от 350 до 500 тыс. руб.


Рисунок 1 – Средняя стоимость капитальных гаража по районам г. Краснодара на 15.02.2010г., тыс. руб.

При этом для большинства жителей Краснодара установленные цены являются завышенными. Кому позволяют финансовые возможности прибегают к аренде гаражей или парковочных мест на охраняемых стоянках. Средняя суточная стоимость аренды машиноместа по городу составляет от 40 до 100 руб. Те же, у кого нет финансовой возможности арендовать гараж или машиноместо, или это невозможно сделать ввиду их отсутствия вблизи дома, вынуждены оставлять свой автомобиль во дворе дома или его окрестностях.

В условиях острого дефицита в Краснодаре проектируется 70 паркингов, в том числе и 13 подземных. Однако проработку проектов и строительство всех объектов финансируют различные инвесторы. Разное у них и материальное положение. Поэтому сроки, когда эти паркинги начнут работать, - от вполне конкретных до необозримых.
Таким образом, на сегодняшний день в Краснодаре строительство гаражей и паркингов является первостепенной задачей улучшения транспортной инфраструктуры города.