Рынок дорожно-строительной техники

2008-07-07

Рынок дорожно-строительной техники является одним из самых динамично развивающихся. Его емкость в 2005 году составила $2,7 млрд., в 2006-м — $3,5 млрд., в 2007-м — $4,3 млрд. Темпы роста составляли 25-28%, что является лучшим показателем за последние пять лет.

Доля импорта на рынке дорожно-строительной техники постепенно увеличивается. Это связано с бурным ростом в области жилищного и гражданского строительства, а также с динамичным развитием нефтегазовой отрасли. В 2007 году темп роста импорта в натуральном выражении составил 136,4 % от импорта 2006 года, причем наиболее высокий темп роста у фронтальных погрузчиков 179,2%. Прослеживается тенденция к увеличению импорта по всем рассматриваем категориям техники. В структуре импорта преобладают гусеничные экскаваторы.
Наибольшую долю в производстве тяжелой строительной техники занимают бетоносмесители. Наименьший выпуск строительной техники российскими предприятиями наблюдается в сегменте гусеничных кранов, мельниц и дробилок.
Около 80% парка техники в России изношено, текущие темпы роста рынка стимулируются именно этим фактором. Доля экскаваторов с истекшим сроком службы в Краснодарском крае составляет 41,3 %, фронтальных погрузчиков – 35,7, бульдозеров – 60,7 %.
К основным видам дорожно-строительной техники относятся краны башенные и автокраны, погрузчики строительные, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, дробилки, оборудование для изготовления бетона. Наиболее активно развивается сегмент автокранов и экскаваторов.
Характерной чертой российского рынка является широкое присутствие бывшей в употреблении спецтехники, пользующейся спросом вследствие оптимального отношения «цена/качество». Но в последнее время предпочтения потребителей стали смещаться в сторону новой импортной или отечественной технике от б/у.
Основные поставщики дорожно-строительной техники из за границы:
1. Caterpillar
2. Komatsu
3. Liebherr
4. JCB Inc.
5. Volvo Group
6. Guanxi Liugong Machinery Group Co., Ltd
В последние годы отмечается масштабная экспансия на российский рынок спецтехники производителей из Китая (LiuGong Machinery Co. Ltd, Foton Lovol). Крупнейшие китайские производители предлагают технику достаточно высокого качества по цене, заметно более низкой, чем продукция японских, европейских и американских компаний. Помимо «товарной» экспансии, китайских производителей спецтехники отличают высокая гибкость рыночной политики и активное стремление к построению разветвленной дилерской и сервисной сетей. В то же время, фактором, способным потенциально существенно снизить спрос на спецтехнику производства КНР, является присутствие на российском рынке китайских компаний «третьего эшелона», предлагающих продукцию невысокого качества.
Основные российские производители дорожно-строительной техники:
1. «Группа ГАЗ». Доля рынка экскаваторов, занимаемая группой «ГАЗ» составляет 23 %, на рынке автогрейдеров компания занимает 64%. Это единственный производитель в России, сформировавший полный модельный ряд автогрейдеров.
2. Концерн «Тракторные заводы»
3. ЗАО «Орел-Погрузчик», орловский завод погрузчиков пятьдесят лет присутствует на рынке дорожно-строительной техники и является одним из крупнейших производителей колесных фронтальных погрузчиков в России.
4. ОАО «Донецкий экскаватор»
5. ФГУП «ПО Уралвагонзавод»
6. ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод»
7. ОАО «САРЭКС (Саранский экскаваторный завод)»
8. ЗАО «Петербургский тракторный завод», является дочерней компанией ОАО «Кировский завод»
9. ЗАО «Дормаш» занимает 27% рынка автогрейдеров
10. Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова
Лидирующее место в производстве автокрановой техники на протяжении многих лет занимает ивановское ОАО «Автокран». В категории катков можно выделить ОАО «Раскат». Компания предлагает российскому потребителю сравнимое с иностранным качество.
Российские производители продолжают удерживать значительную долю рынка спецтехники, однако, в силу недостаточно гибкой рыночной стратегии, отсутствия государственной поддержки существует вероятность снижения долей отечественной продукции на рынке.
Спрос на дорожно-строительную и другую спецтехнику в России продолжает оставаться стабильным и имеет тенденцию к росту.
Структура спроса неоднородна – новую продукцию ведущих зарубежных производителей предпочитают различные крупные компании, кроме того, импортная продукция наиболее широко представлена в крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург). На периферии данная продукция востребована в меньшей степени ввиду малого уровня развития сервисной сети ведущих мировых производителей и меньших оборотов денежных средств потенциальных покупателей.
Рынок аренды строительной техники сейчас очень перспективен. Объемы строительства растут на 25—30% в год, растут потребности в технике. Не все компании имеют возможность либо необходимость покупки крана, тяжелого бульдозера, иногда проще и дешевле его арендовать. В Краснодаре в аренду строительную технику сдают только 3 предприятия: ООО «Атланта», ОАО «Кубаньдорблагоустройство», ООО «Югстойсервис». Цена аренды экскаватора за 1 м/ч составляет от 1 600 до 2 800руб.
На данный момент преимуществом российских производителей является более низкая цена, по сравнению с зарубежными. Но ситуация начинает меняться с приходом на российский рынок китайских производителей. В условиях растущего спроса еще есть шансы занять и укрепить свое место на рынке, определив наиболее эффективные направления для вложения инвестиций.