Рынок автозаправочных станций

2008-05-30

Рынок АЗС в России еще не сформирован. Расширение сетей в большинстве случаев происходит за счет строительства новых станций. Стоимость строительства одной заправки сейчас колеблется в районе 1 млн. долл.     Объявления о продаже действующих станций или их сетей редко встречаются. Недостаточное развитие российского автозаправочного рынка делает довольно сложной оценку реальной рыночной стоимости отдельных станций или их сетей.
В развитых странах АЗС превратились в многофункциональные комплексы, которые помимо заправки топливом предлагают набор сопутствующих услуг, обеспечивающих водителям и пассажирам максимум удобства. При этом наблюдается тенденция к увеличению доли услуг в общей сумме чистых доходов, получаемых станциями. 60% дохода заправочному бизнесу приносят пристанционные магазины и дополнительные услуги, а реализация топлива — только 40%. Российские АЗС значительно отстают от зарубежных по ассортименту предоставляемых услуг. Часто АЗС включает в себя небольшие магазины, реже пункты техобслуживания, предоставляющие услуги по мелкому ремонту (замена масла, шиномонтаж и т.п.)
В отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практически идентичны и не зависят от конкретного поставщика, в России качество топлива является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей зарубежного производства, чувствительных к качеству горючего, предопределяют скрупулезный выбор их владельцами заправочной станции. Автовладельцы отдают предпочтение сетевым станциям вертикально интегрированных нефтяных компаний, а также известных крупных розничных торговцев.

Ситуация на рынке Краснодарского края
Краснодарский край один из самых экономически развитых и инфраструктурно обустроенных регионов в России. В крае функционируют три нефтеперерабатывающих завода: Краснодарский, Туапсинский и Афипский.
Объем реализации моторного топлива в ЮФО составляет 2,7 млн т в год, продажи растут на 15-20% ежегодно.
По статистике каждый пятый житель края имеет собственный автомобиль. Край вышел на третье место по России по количеству автомобилей на душу населения. В Краснодарском крае количество зарегистрированных легковых и грузовых автомобилей составляет 1 576 583. Число автомобилей ежегодно увеличивается на 10%.
Победа Сочи в олимпийской гонке в ближайшее время может вызвать рост объемов грузоперевозок в регионе, что закономерно приведет к росту спроса на топливо для автомобилей.
Рынок АЗС ЮФО в целом и Краснодарского края в частности характеризуется присутствием на нем большого числа независимых компаний. Но в течение последних четырех лет в крае уменьшается присутствие независимых сетей. Край теряет около 20 заправок мелких частников ежегодно, краевая администрация в последние годы оказывает поддержку крупным российским компаниям таким как «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». В результате, те частные операторы, которые имеют небольшие сети, до 5 АЗС, вынуждены продавать свой бизнес, не выдерживая конкуренции со стороны крупных игроков».
Самым крупным независимым оператором Краснодарского края является компания «Фортуна». Она владеет сетью из 25 АЗС. За ней следует «Октан-Юг» с 22 станциями. У частной компании БНК — 18 заправок в регионе.
В Краснодаре из-за большой емкости быстро растущего рынка большинство новых АЗС сразу демонстрируют высокие объемы реализации вне зависимости от их расположения. Если заправка расположена в центре, на въезде или выезде из города, рядом с основными транспортными магистралями, то она окупится за 12-24 месяцев. Срок окупаемости загородных заправок - от 2 до 5 лет.
Для многих потребителей цена на топливо сегодня служит основным критерием выбора заправки. Так же в городе важно, чтобы АЗС была по дороге, а за городом – чтобы АЗС имела федеральный брэнд. По наблюдениям профессиональных участников рынка, критическая разница в цене (при которой будет происходить отток клиентов) - около 50 копеек за литр. Особенно чувствительно на изменение цены реагируют владельцы недорогих автомобилей, а их немало.

Крупнейшие игроки на рынке
Крупные игроки на рынке ЮФО — “Лукойл” (около 400 АЗС), “Роснефть” (около 300), ТНК-ВР (около 120 АЗС под брендами “Мегаполис ТНК”, “Башнефть”, “Ростовнефтепродукт”).
«Лукойл» - крупнейшая сеть АЗС в России, состоит из 1694 АЗС в России. В Краснодаре Лукойл принадлежит 10 АЗС, в крае - 57, в Ставропольском крае - 37, в Адыгее - 13. ОАО "Лукойл" предполагает реализовать в Южном федеральном округе (ЮФО) новый проект строительства сети АЗС олимпийского формата.
Розничная сеть ТНК включает около 1 250 АЗК. Около 550 из них – собственные АЗК компании. В Краснодарском крае компании принадлежит 19 АЗК и 94 в Ростовской области. Сейчас компания строит на Кубани порядка 40 АЗС, большая часть из них будет оснащена автомойками и мини-маркетами.
«Роснефть» на данный момент компании принадлежит 700 АЗС по территории России. В ближайшее время планируется увеличение сети до 1000 АЗС, на что будет выделено 700 млн. долларов. Основной Упор при строительстве будет делаться на те регионы, где Роснефть уже имеет конкурентное преимущество — свои нефтеперерабатывающие заводы и сети АЗС, приоритетными регионами для компании в этом плане, являются Дальний Восток и Юг России.

Ценовая ситуация на рынке
На российском рынке нефтепродуктов наблюдается рост оптовых цен: на начало недели некоторые компании-производители скорректировали свои отпускные цены, и цены на нефтепродукты повысились в диапазоне 50-1300 руб./т
Цена на бензин А-76 повысилась на 2,16 % с начала мая и составляет сейчас 18,30-18,50 рублей за литр.
Розничная цена на бензин АИ-92 составляет 21,80-22,00 рублей за литр. С начала мая она увеличилась на 1,81 %.
Разница в ценах на разных заправках составляет около 20 копеек. Так на заправке «Лукойла» цена на бензин АИ 95 составляет 23 рубля за литр, а на заправке «Роснефти» 22,80 за литр.
Прогнозируется и дальнейший рост цен. Такой прогноз основывается на следующих фактах:
- в первом квартале текущего года добыча нефти сократилась на 0,2 процента - до 121 миллиона тонн.
- снизился экспорт на 3,3 процента - до 61,1 миллиона тонн, но при этом выросла переработка на 5,8 процента, которая в марте составила 20,4 миллиона тонн.
- с 1 июня экспортная пошлина поднимется до рекордного значения - 398 долларов за тонну. Поэтому есть вероятность того, что цена тонны на внутреннем рынке увеличится до 10 300 - 11 тысяч рублей, что спровоцирует рост цен на бензин.
- производители постараются увеличить объем экспорта нефтепродуктов в ожидании повышения пошлины, что приведет к еще большему дефициту, который проявился сейчас из-за ремонта нескольких нефтеперабатывающих заводов.