Исследование сегмента холодильников рынка складской недвижимости Краснодара

2007-11-26

Специалисты отдела маркетинга группы компаний «Эксперт» провели инициативное исследование рынка специализированных холодильных складских площадей г. Краснодара по состоянию на ноябрь 2007 года     Холодные склады имеют несколько температурных режимов:
- морозильные (температура до -30 градусов);
- холодильные (температура выше 0 градусов).
Целевой группой потребителей услуг складов-холодильников являются производители и импортеры продукции, требующей специального температурного режима (молочной, мясной, замороженных полуфабрикатов, лекарственных средств и косметики), а также логистические компании и ритейлеры (торговые сети).
Сегмент складов-холодильников в Краснодаре практически не развит, целевая группа потребителей предпочитает строить собственные склады. По опыту организации подобных складов в Москве, этот сегмент можно условно разделить на «старые» склады, представляющие собой бывшие хладокмбинаты, и «новые», построенные логистическими заводами и пищевыми предприятиями. Недостатками «старых» складов являются неприспособленность к высокому обороту продукции, в них не могут полностью соблюдаться условия хранения, на них невозможно внедрить современные складские программы, они не являются пожаробезопасными, т.е. не соответствуют современным техническим и строительным требованиям. Европейский опыт указывает на низкую конкурентоспособность складов с прямой арендой, зарабатывающих исключительно на сдаче в аренду.
Сложность строительства новых складов-холодильников объясняется наличием у компаний-заказчиков специфических требований к планировке и техническому оснащению проекта (высота потолка, повышенная нагрузка на пол, особенно большая сетка колонн, здание необычной формы для установления конвейерной линии и т.д.). Такая ситуация означает применение схемы build-to-suit, т.е. объект возводится од конкретного заказчика. Срок строительства – до 1,5 года.
Стоимость продажи 1 кв.м холодильного склада в Москве составляет в среднем от 900 до 1800 долларов США в зависимости от класса помещения. В соотношении спрос-предложение при осуществлении сделок продажа составляет 5-10%, на аренду и ответственное хранение приходится 35-40% и 40-60% соответственно. Срок окупаемости инвестиций составляет 5-7 лет, внутренняя ставка доходности проекта 22-25%. Основные препятствия для реализации проектов складов-холодильников – повышенные требования к электросетям, ограниченное предложение пригодных для строительства земельных участков, необходимость использовать в таких помещениях дорогостоящие материалы и оборудование.
Основные тенденции рынка складов холодильников – строительства подобных помещений для собственных нужд логистическими компаниями и крупными производителями продовольствия, которые рассматривают эти объекты как для собственного использования, так и для аренды и ответственного хранения. Крупный игрок московского рынка складов-холодильников – группа компаний «КПД», планируют развиваться и в регионах.