Рынок розничной торговли (в том числе ритейла) России и Краснодарского края 2006 год

2007-02-16

Россия продолжает переживать бум в развитии розничной торговли. Розничный рынок практически безразмерен. Это означает, что на все 100% он не насытится никогда. И главный «двигатель» этого бесконечного процесса — рост доходов населения. С развитием рыночных отношений состояние потребительского рынка России значительно улучшилось. Особенно динамично развивалась ситуация с продажей продовольственных товаров, которую участники рынка объясняют увеличением реальных располагаемых доходов населения. Сегодня на продовольственные товары российские потребители тратят около 50% дохода. Увеличивается также доля покупок в розничных торговых организациях. Что касается инвесторов, то при среднем уровне прибыли рентабельность современной продовольственной розницы составляет 23–25%.

Среди участников рынка розничной торговли наиболее перспективными являются магазины с современными формами обслуживания. Условно их можно разделить по торговой площади на мини-маркеты (бентамы) (90- 300 кв. м ), универсамы и супермаркеты (400- 2000 кв. м ) и гипермаркеты (св. 3000 кв. м ). При разделении по ценовой и ассортиментной политике часто фигурируют понятия: «классический» супермаркет, «экономичный» супермаркет, «мягкий» дискаунтер, «классический» дискаунтер. Особенно ярко формат магазинов проявляется в сетях, где, как правило, четко формулируется маркетинговая политика предприятия.

Так, к «классическим» супермаркетам можно отнести магазины торговых домов (ТД) «Перекресток», «Седьмой континент», им свойственны высокое качество товаров, большой ассортимент (5000-12000 наименований), сравнительно высокие цены и хороший уровень обслуживания. Формату «экономичного» супермаркета больше соответствуют супер- и гипермаркеты «Рамстор», где цены, как правило, ниже, чем в «классических». К «мягким» дискаунтерам можно отнести «Мини-перекресток», магазины сети «Копейка», сети «Магнит». Их главные принципы - ограниченный ассортимент из наиболее продаваемых марок (1500-2000 наименований), упрощенная выкладка товаров, минимум персонала и низкие цены.

Российские торговые сети оценили мультиформатность: к супермаркетам добавляют гипермаркеты и дискаунтеры. Пример лидеров мировой розницы, таких как Wal-Mart или Carrefour, работающих почти со всеми форматами — от дискаунтеров до гипермаркетов и несколькими брэндами, вдохновил российский ритейл, пишет газета "Ведомости". Еще год назад сети предпочитали не рисковать и консервативно придерживались одного брэнда, а часто — и того формата, с которого начинали. "Пятерочка" открывала только дискаунтеры как самые популярные магазины, а "Седьмой континент" — в основном супермаркеты как наиболее доходные. Но в 2005 г . в моду вошла мультиформатность, отмечает газета.