Краткий обзор российского рынка "заморозки"

2006-10-16

Исторически сложилось так, что в России полуфабрикаты глубокой заморозки были продуктом второстепенным. Однако в последние годы в связи с ускорением ритма жизни и изменениями в рационе питания жителей российских городов значительно возросла потребность в замороженных полуфабрикатах как в продуктах легкого и быстрого приготовления. Увеличился их ассортимент в розничной торговле, появились новые марки и принципиально новые для рынка продукты... Исторически сложилось так, что в России полуфабрикаты глубокой заморозки были продуктом второстепенным. Однако в последние годы в связи с ускорением ритма жизни и изменениями в рационе питания жителей российских городов значительно возросла потребность в замороженных полуфабрикатах как в продуктах легкого и быстрого приготовления. Увеличился их ассортимент в розничной торговле, появились новые марки и принципиально новые для рынка продукты...

 

Благодаря росту спроса на замороженную продукцию и достаточно высокой рентабельности производства (за 2005 год в пределах 10 %) в данной отрасли появляются новые компании, специализирующиеся на выпуске полуфабрикатов, а уже существующие предприятия развивают подразделения заморозки.

Сегодня наметилась важная тенденция – многие крупные производители продуктов глубокой заморозки работают одновременно в нескольких сегментах, часто продвигая в различных категориях товаров одну торговую марку.

По оценкам участников рынка замороженных полуфабрикатов, крупнейшим сегментом в этой области являются пельмени, на которые в 2002 году приходилось 65% всех объемов продаж, а в 2005 - 55%. Прежде всего такие изменения говорят о значительном расширении ассортимента и наращивании объёмов вегетарианской заморозки, доля которой за последние два года выросла вдвое составив 12 % рынка и возросшей доли блинчиков 10 % соответственно занявших третье и четвёртые места, уступая только пельменям 51% и мясным полуфабрикатам, доля которых на рынке составляет 14%. Остальную часть рынка составляет пицца, замороженное тесто и выпечка 9%.

При этом в Москве и Санкт-Петербурге доля пельменей в структуре рынка несколько ниже, чем в региональных городах, соответственно овощной, грибной и фруктовый ассортимент более востребован в столицах. В целом высокое потребление замороженных полуфабрикатов характерно для крупных городов, особенно для Москвы и Санкт-Петербурга. Более половины всего рынка “заморозки” приходится на долю петербургских производителей. По оценкам крупных дистрибьюторов, в структуре продаж лидирует продукция компании “Дарья”, за ней следуют “Равиоли”, “Талосто”, “Морозко”. За лидерами следуют “Колибри”, “Колпин”, “Мириталь”, “МЛМ-Фуд”, “Петросоюз”, “Русский хит”, “Русская коллекция”, “Сибирский гурман”.
Наиболее крупные производства сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, но в каждом регионе России есть свой завод, выпускающий полуфабрикаты для местного рынка, в целом по стране насчитывается около 650 крупных и средних производителей.
Среди лидеров дистрибьюторского рынка выделяются компании: “Агама”, “Айс–Бит”, “Инко”, “Снежный мир”, “Тимакс”. Рынок российской заморозки не ограничивается традиционными пельменями и полуфабрикатами из мяса. Сегодня ассортимент включает замороженное и готовое к выпечке тесто, круассаны, изделия из слоеного, дрожжевого теста.
Следует отметить, что на региональном рынке быстрозамороженное тесто, пицца и блинчики представлены в основном московскими, петербургскими и зарубежными фирмами. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в провинции еще сильны традиции потребления свежеприготовленных продуктов, к тому же население имеет сравнительно невысокие доходы, что сдерживает рост покупок быстрозамороженных продуктов. Если рассматривать сегмент замороженного теста, то здесь наиболее широко представлена продукция зарубежных компаний в категории premium. Так, на российском рынке представлены компании Dr. Oetker, Liha-Saarioinen Oy (в основном производят пиццу и тесто); Freiberger (выпускает багеты и пиццу под торговыми марками Alberto и Erno's); Myllyn Paras (кроме пиццы поставляет сдобное бездрожжевое слоеное тесто, песочное, ржаное тесто, тесто для пирогов). Cвежезамороженная плодоовощная продукция – сравнительно новая категория на российском рынке “заморозки”, поэтому пока в основном представлена импортной продукцией.