Анализ рынка автозаправочных станций (2005 г.)

2006-10-10

Краснодарский край один из самых экономически развитых и инфраструктурно обустроенных в России. Экономика региона базируется на благоприятных природно-климатических условиях и многочисленных трудовых ресурсах Краснодарский край один из самых экономически развитых и инфраструктурно обустроенных в России. Экономика региона базируется на благоприятных природно-климатических условиях и многочисленных трудовых ресурсах.

Кубань — родина отечественной нефтяной промышленности. В крае функционируют три нефтеперерабатывающих завода: Краснодарский, Туапсинский и Афипский.
В 2005 году краснодарский рынок реализации нефтепродуктов отличало последовательное сокращение числа участников при росте рентабельности бизнеса. Наблюдается снижение числа посредников, так как владельцы АЗС отдают предпочтение зарекомендовавшим себя маркам топлива. Входу на рынок новых игроков препятствует высокий финансовый барьер — значительные первоначальные вложения и обязательная предоплата поставок нефтепродуктов. Все это в комплексе привело к олигополии. Действующим участникам рынка, особенно небольшим розничным сетям, для повышения конкурентоспособности приходится дополнительно вкладываться в логистику, сервис и обучение персонала.

Розничный рынок нефтепродуктов развивается значительно активнее оптового: объемы продаж топлива через автозаправочные станции возрастают в крае на 7 — 8% в год. Динамика обусловлена увеличением количества автомобилей в среднем на 10% ежегодно, при этом в крупных краевых центрах автопарк растет в десятки раз быстрее, чем в регионе в целом. Его рост стимулирует развитие инфраструктуры. Новые дороги, строительство торговых и бизнес-центров, спортивных сооружений предполагают появление вблизи новых АЗС.

За последние полтора-два года определились основные предприятия топливного рынка края. Логотипы ЛУКойла, Сибнефти, ТНК, Роснефть для многих потребителей стали гарантией качества бензина. И в результате этого эти крупные нефтяные компании задают тенденции развития розничного рынка нефтепродуктов. Заинтересованность в гарантированной системе сбыта заставила холдинги развивать розничные сбытовые сети: розница гораздо привлекательнее опта с его рисками отказа и сложностями переориентации больших объемов с одного рынка на другой. В крупных городах края 30% розничного рынка нефтепродуктов контролируют независимые автозаправочные станции, не входящие в структуру нефтяных холдингов, но многие из них находятся в управлении джоберов или франчайзеров.

Дочерние компании вышеперечисленных нефтяных холдингов, на которых приходится основной объем продаж, расширяет сеть путем активной скупки и реконструкции действующих АЗС. Новые строятся преимущественно в крупных городах, и строительство (заметим, недешевое — от 300 тыс. до 1 млн. долларов) окупится не скоро. Здесь сегмент насыщен, поэтому основная задача участников рынка — оптимизация сети путем создания одной эффективно работающей станции вместо прежних трех.
В Краснодаре иная ситуация: из-за большой емкости быстро растущего, по анализу, рынка большинство новых АЗС сразу демонстрируют высокие объемы реализации вне зависимости от их расположения. Если заправка расположена в центре, на въезде или выезде из города, рядом с основными транспортными магистралями, ее владелец может не уделять внимания развитию логистики и маркетинга, объект и без того окупится за 6 -12 месяцев. Срок окупаемости загородных заправок — от 1,5 до 3 лет
Существует, однако, фактор, одинаково сдерживающий во всем крае и строительство новых АЗС, и развитие инфраструктуры на действующих. Это сложности, связанные с приобретением земли в собственность. Участки под заправки чаще выделяются во временное пользование, поэтому владельцы отказываются от строительства автомойки, помещения для шиномонтажа и замены масла, а также магазина или кафе: все это может фактически удвоить стоимость АЗС. К тому же развитие сервиса в условиях высокой доходности профильной деятельности экономически не оправдано. На Западе доход от реализации нефтепродуктов составляет около 2 долларов с тонны, а у нас тот, кто не платит налоги, получает до 80 долларов с тонны — около 2,5 рублей с каждого литра.

В развитии и расширении сервисных пакетов, сопутствующих продаже нефтепродуктов, более всего заинтересованы независимые АЗС и те, которые находятся в управлении джоберов или франчайзеров. Обе схемы доверительного управления предполагают работу под брэндом производителя нефтепродукта. (При джоберстве АЗС находится в собственности компании-поставщика, а руководит ее работой внешний управляющий. Франчайзинг предполагает контракт между крупной нефтяной компанией и независимой АЗС: компания снабжает заправщика топливом и брэндом, но передачи прав собственности не происходит.) Выгоды для обеих сторон очевидны. По оценкам независимых экспертов, одно только наличие брэнда федерального холдинга, например ТНК, увеличивает обороты АЗС на 15 — 20%. Крупные вертикально-интегрированные компании заинтересованы в делегировании управления АЗС более мобильным структурам, специализирующимся на услугах в этом сегменте. Нефтяные гиганты, занимаясь общей стратегией развития, добычей и переработкой, не столь оперативно реагируют на стремительно меняющиеся требования клиентов АЗС.