Анализ ситуации загрязнения окружающей среды нефтепродуктами

2010-11-05
В рамках реализации проекта по строительству комплекса по производству нефтяных сорбентов, специалистами ГК «Эксперт» было проведено исследование данного сегмента рынка и общей экологической ситуации в отношении загрязнений продуктами нефтепереработки.

На сегодняшний день неблагоприятная экологическая ситуация возникла не только в большинстве нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих стран, но и в промышленно развитых странах. Традиционно принято считать, что источником загрязнения нефтепродуктами являются аварии танкеров и платформ, однако по статистике в мировом масштабе наибольшая доля приходится на бытовые и промышленные отходы.

Структура мирового загрязнения нефтепродуктами

Бытовыми отходами нефтепродуктов называют такие нефтепродукты, которые в результате изменения своих свойств уже не соответствуют исходным требованиям (например, маслянистости), и характеристики которых уже невозможно улучшать путем очистки. К потенциальным источникам таких отходов относятся отработанное масло двигателей и редукторов, масляные эмульсии, льяльные воды, осадок в резервуарах и т.д. Эти отходы нефтепродуктов имеют различную плотность, вязкость и уровень загрязненности. В Европе ежегодно образуется около 2,4 миллиона тонн отходов нефтепродуктов, из которых примерно 60% таких отходов перерабатывается для получения исходных нефтепродуктов, печного топлива, гудрона или топочного мазута, а около 950 тыс. тонн нефтяных отходов нуждаются в утилизации.

В России только отработанных моторных масел ежегодно образуется более 500 тыс. тонн. Наиболее крупными загрязнителями являются Центральный и Приволжский Федеральные округа. При этом по оценкам специалистов в России нелегально практически 80% всех отработанных масел попадают в почву, а на вторичную переработку отправляются совсем незначительная их доля.
Для России большие потери наблюдаются в системе добычи нефти и трубопроводного транспорта.
Потери нефти при добыче и перекачке по трубопроводам в западной Европе оцениваются не более чем в 0,0009% и составляют около 450 тыс. тонн в год. В России данные показатели существенно выше.

В большей степени это обусловлено физическим износом и коррозией металла трубопровода. На территории России расположено более 49 тыс. км магистральных трубопроводов, из которых более 70% старше 20 лет. Объемы профилактических работ составляют не более 2% от общей протяженности трубопроводов, при необходимых 10-12%. В связи с этим по данным МЧС России в стране ежегодно происходит более 20 тысяч аварий со значительными материальными потерями. Общие объемы пролитой нефти составляют порядка 4 млн.тонн. Наиболее загрязненными являются территории Западной Сибири.

Проливы нефти наблюдаются и в водном пространстве. Основными и наиболее масштабными причинами загрязнения воды нефтью являются катастрофы, происходящие на протяжении последний десятилетий. Последствия многих аварий на сегодняшний момент до сих пор не устранены.
Большинство инцидентов - результат комбинации действий и обстоятельств. Главной причиной больших пролитий (> 700 тонн) были посадка на мель и столкновения, составляющими 63 % общего количества во время периода 1974-2008. Другие существенные причины включали отказы корпуса и огонь/взрыв.

Однако одна из основных проблем современного загрязнения вод – маленькие суда, состояние которых не соответствует эксплуатационным требованиям. В портах не удается выгрузить нефть до конца. Около 1% ее теряется на испарение и остается на стенках и днищах танкеров. Приходится их промывать, и это чаще всего делают в открытом море. Пустой танкер теряет управляемость. Чтобы избежать этого, в танкеры закачивают морскую воду в качестве балласта (обычно более 30% тоннажа судна). Перед новой загрузкой балласт выкачивают вместе с остатками нефти. По подсчетам специалистов танкеры и другие суда, которые промывают свои трюмы в открытом море, оставляют в нем более 2 млн. т/год нефти.

На основании всех данных годовой объем нефтяных загрязнений в России оценивается в размере 10-12 млн. тонн, в то время как загрязнение нефтепродуктами в Европе не превышает 1,6 млн. тонн ежегодно.
Таким образом, для полной ликвидации загрязнений нефтью на территории России требуются колоссальные затраты. На сегодняшний день 20% загрязнений нефтяными продуктами удаляются самым не эффективным и трудозатратным способом – механическим, еще 20% в помощью применения современных сорбирующих веществ, а 60% не ликвидируются вовсе.
По данным 2008 года рынок сорбентов в России оценивался не более чем в 6,5 тыс. тонн в год, при этом импорт составляет 20-25%. Основными поставщиками являются Китай, США, Канада и Великобритания.
На российском рынке представлены следующие виды сорбентов:

• продукты минерального происхождения;
• продукты животного или растительного происхождения;
• синтетические продукты и полимеры.

В качестве сорбентов животного и растительного происхождения могут выступать различное сырье: лузга гречки и подсолнечника, шелуха овса и риса, черная скорлупа грецкого ореха, кукурузные початки (отходы), отходы переработки трав, опавшая листва, солома, камышовая сечка, соцветия тростника. Использование всех этих материалов, являющихся потенциальным местным сырьем для производства сорбентов, позволяет увязать ликвидацию отходов сельскохозяйственного производства с природоохранной деятельностью. Недостатками очищения приведенного средства есть: маленькая сорбционная емкость сорбента; большие затраты сорбента; значительная сложность технологии; затраты дополнительных материалов и прочие.

Более крупную группу сорбентов представляют собой продукты минерального происхождения, наиболее известным представителями которой являются активные угли. К основным преимуществам активных углей относится их низкая стоимость, но сорбционная емкость активированного угля не способна в полной мере ликвидировать все загрязнения.
Синтетические сорбенты характеризуются очень высокой сорбционной емкостью.

В основе производства синтетического сорбента может лежать различное сырье: перлит, латекс, сульфат алюминия, которые в последствие смешиваются вместе. Помимо указанных компонентов в состав могут входит и другие примеси.
В России наибольшее распространение получили активированные угли, занимая долю более 70%. Это обуславливается тем, что это самый дешевый тип сорбента,.

Наиболее эффективные синтетические сорбенты, которые в Европе развиваются достаточно быстрыми темпами, в России практически не используются, на их долю приходится меньше 0,01%.
Таким образом, можно отметить, что в России пока отсутствует как таковой рынок сорбентов для удаления нефтяных разливов. Потребность в сорбентах возникает постфактум, после того как разлив уже произошел, а весь успех очистных мероприятий зависит от их оперативности.