Анализ DIY- рынка Краснодарского края

2011-10-20

Торговые площади DIY-гипермаркетов

Краснодар – это наиболее привлекательный провинциальный город в России для ведения бизнеса. Многие крупнейшие российские и международные компании, стремятся открыть в городе свое представительство. Это относится так же и к сфере DIY-ритейлеров.
Краснодарский рынок розничной торговли строительными материалами стремительно набирает обороты. По экспертным данным доля неорганизованной розницы значительно сократилась в последние несколько лет. В последующие годы возможно вытеснение открытых рынков вовсе. «Цивилизованная розница» начала активное развитие с 2008 года, когда на рынок вышли сразу три европейских игрока: французская компания «Leroy Merlin», израильская «Home Center» и английская организация «Castorama».
С их приходом ситуация в городе существенно изменилась. Раньше в Краснодаре функционировало только два гипермаркета DIY формата. Это были магазины российского игрока под брендом «Бауцентр».
На краснодарский рынок сеть «Бауцентр» вышла в  ноябре 2006 года. В городе стартовал первый магазин строительных и отделочных материалов европейского образца под маркой «Бауцентр». Гипермаркет располагался на улице Селезнева. Через год в 2007 году компания открыла второй магазин сети на Росстовском шоссе.
Вышедшие на рынок транснациональные торговые сети составили большую конкуренцию местным операторам. Новые открывшиеся гипермаркеты заняли значительную часть рынка в первый год своего существования и начали активную программу расширения своих активов.

Торговые площади DIY-гипермаркетов
Рисунок – Увеличение торговых площадей DIY-гипермаркетов

Первый иностранный игрок на Кубани появился в первом квартале 2008 года – это был магазин формата DIY «Leroy Merlin», входящий в состав торгово-развлекательного центра «СБС-Мегамолл». В течение нескольких месяцев компания запустила второй проект в ТРЦ «Мега-Адыгея». В этом же году израильская компания «Home Center» открыла DIY-гипермаркет в ТРЦ «Галактика». В  третьем квартале 2008 года английская торговая сеть Kingfisher, так же вышла на краснодарский рынок. Этой компанией в августе 2008 года был открыт магазин формата «Сделай сам» под маркой «Castorama». Таким образом, 2008 год стал для Кубанской столицы – началом широкого распространения магазинов формата DIY. Огромная часть посетителей строительных рынков города, перешла в разряд клиентов DIY-магазинов. «Цивилизованная розница» в городе развивается по принципу развития Food-ритейла. Ее целью является сокращение неорганизованных торговых площадок. Стоит отметить, что в последние годы наблюдается значительный отток посетителей строительных рынков в пользу DIY-гипермаркетов.
Но далеко не все проекты прижились в городе. В сентябре 2009 года DIY-гипермаркет Home Center, входящий в состав ТРЦ «Галактика» на улице Стасова покинул рынок. В декабре этого же года его место занял новый магазин Castorama.
Для сектора DIY первый квартал 2010 года ознаменовался выходом на краснодарский рынок крупной международной компанией «OBI»
3 марта 2010 года в Краснодаре открылся DIY-гипермаркет под этой маркой. Территориально он расположился на пересечении трасс Краснодар-Кропоткин
и М4, то есть на выезде из города. OBI вошел в состав нового торгово-развлекательного центра OZ.
На сегодняшний день на краснодарском рынке действуют четыре крупных игрока. Следует отметить, что в большей степени в столице Кубани развернулись огромные транснациональные торговые сети. Локальный DIY-оператор в Краснодаре всего один, остальные три игрока пришли к нам с европейских стран.

Сейчас кубанский рынок розничной торговли строительными материалами и товарами для дома формата DIY переживает свое становление.

Как отмечают эксперты по анализу рынка «спрос значительно превышает предложение».  По европейским стандартам в городах с населением более 500 тысяч человек, на 10 000 жителей должно приходиться около 2 000 торговых площадей в этом сегменте. По итогам переписи населения 2010 года в Краснодаре проживает порядка 745 тысяч человек, суммарный объем торговых площадей в строительном ритейле в 2011 году составляет приблизительно 98 тысяч квадратных метров, следовательно из расчета на 10 000 человек приходится в среднем 1 315 квадратных метров «цивилизованной розницы» города. Из этих данных видно, что на сегодняшний день на этом рынке есть возможности для роста. Однако после расцвета области в 2008 -2009 годах, строительство новых гипермаркетов подобного формата сократилось и по итогам 2011 года новых проектов ни российских, ни зарубежных компаний не было введено. Связано это прежде всего с нехваткой земельных ресурсов в городе.