Анализ рынка пенопласта

2012-06-10

Рынок пенопласта в России

 

Пенополистирол уже давно стал традиционным материалом для производства различной тары и упаковки, производства холодильной техники. Это незаменимый материал в строительстве, как  жилищном, так промышленном. Свое признание пенопласт получил благодаря своим характеристикам, позволяющим применять его в различных отраслях.

Сегодня  российский рынок пенопласта, в сравнении с последними тремя кризисными годами, характеризуется  периодом его стабилизации. Начиная с 2000 года, рынок пенополистирола развивается бурными темпами. Ежегодные темпы роста в среднем составляли 20-25%. Наибольших темпов развития отрасль получила в 2006-2007 годах (порядка 30% прироста) и уже к 2008 году объемы потребления оценивались на уровне 6,5 млн. куб. м.

Рынок пенопласта в России

Рисунок – Динамика потребления пенополистирола в России, млн. куб. м.

(по данным Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола)

 

В период наибольшего роста строительной отрасли значительное количество предприимчивых производителей модернизировали старые производства, увеличивая производственные мощности, открывали новые предприятия и разрабатывали инновационные продукты. При этом все эксперты отрасли планировали сохранение темпов роста и уже к 2011 году прогнозировали, что объем рынка составит порядка 10 млн. куб. м.

Некоторые участники рынка даже говорили о том, что к 2011 г. в России может возникнуть перенасыщение рынка пенопласта. При этом многие отмечали, что основная тенденция развития российского рынка теплоизоляционных материалов – увеличения в строительстве доли пенополистирольных утеплителей, подобно европейским странам.  Однако кризис 2009 г. должным образом скорректировал планы производителей: в 2009 г. на фоне общего падения строительного рынка было произведено всего 4,6 млн м3 пенополистирола. В последующие годы наблюдался небольшой, но уверенный 10 % рост отрасли. Вместе с тем динамика рынка оказала влияние на производство пенопласта. Так ряд мелких и средних предприятий прекратил свою деятельность полностью, на крупных предприятиях штаты были значительно сокращены, практически все инвестиционные проекты приостановлены.

Значительным ударом для отрасли пенополистиролов стали трагические последствия 2009 года, когда из-за возгорания полистирольной продукции в пермском клубе погибло 155 человек. В результате этого ряд регионов планировал ограничить, а некоторые даже запретить использование одного из утеплительных материалов — пенопласта. В целом 2010 год стал сложным для производителей – в первую очередь, не устойчивая внешняя экономическая ситуация, во-вторых, необходимость восстановления спроса и формирования представления о пенопласте, как о продукции экологически и пожаро безопасной.

В 2011 г. у предпринимателей снова появились планы по развитию бизнеса, хоть и довольно сдержанные. Отмечено восстановление спроса.

Что же касается развития производства пенопласта в Краснодарском крае, то на сегодняшний день, по мнению директора Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола, это направление является перспективным. Несмотря на специфику климата, развитие рынка пенопласта обуславливается необходимостью утеплять помещения для лучшего сохранения, не столько тепла зимой, сколько холода в летние месяцы. При этом стоит отметить, что энергозатраты, связанные с охлаждением помещения, в Краснодарском крае очень большие.