Мониторинг рынка торговой недвижимости в Краснодаре

2012-06-30

Торговая недвижимость в Краснодаре

Вместе с активным ростом товарооборота наблюдаемого в последние годы, на рынке отмечаются высокие темпы развития инфраструктуры розничной торговли.

Динамичный рост рынка торговых площадей в Краснодаре начался в 2005 году – ежегодно сегмент торговой недвижимости начал прирастать на 200-300 тысяч кв.м. В 2011 году обеспеченность качественными торговыми площадями на 1000 жителей города Краснодара составляет 860 кв.м, что превышает среднекраевой уровень почти в 2 раза. Всего же обеспеченность торговыми площадями оценочно составила порядка 1100 кв.м.

В последние пять лет заметно изменился потребительский спрос, наметились тенденции повышения требований к культуре обслуживания. Это способствовало увеличению притока покупателей в организованную торговую сеть, обеспечивающую необходимые гарантии качества, а также более широкий ассортимент товаров. Столь резкое изменение спроса покупателей привело к увеличению строительства более качественных торговых площадей.

Однако говорить о повсеместной перенасыщенности рынка пока еще не стоит. Необходимо отметить, что на сегодняшний момент территории торговых центров по городу рассредоточены крайне неравномерно. Отсутствуют крупные объекты торговой недвижимости во многих районах города (ЮМР и ЗИП, ЧМР, ГМР, ПМР).

Торговая недвижимость в Краснодаре

 

Рисунок – Расположение качественной торговой недвижимости в г. Краснодар

Наряду с уже строящимися объектами, разрабатываются новые проекты торговых центров. Одним из наиболее ярких и долгожданных объектов является строительство  многофункционального торгового комплекса на месте «Сенного рынка». Современное здание общей площадью более 56 тыс. кв. метров  с подземной парковкой и сохраненным на первом этаже рынке, является частью краевой программы по реконструкции центральной части города Краснодара.  Имеются и другие проекты, ожидающие начала финансирования.

Однако отметим, что в случае, если все заявленные проекты будут реализованы, рынок качественной торговой недвижимости будет перенасыщен. В борьбе за арендаторов многим центрам придется снижать стоимость аренды – в целом снижение может составить 20%. При этом в сложившейся ситуации еще в большей степени будут отмечаться различия в стоимости аренды. Спрос будет смещаться в сторону более качественных  объектов, а не интересные и концептуально не оформленные проекты будут уходить с рынка.