Обзор отрасли грузового вагоностроения в России

2014-09-16

Россия владеет 8-ю процентами общей протяженности сети железных дорог мира. Годовой оборот российских железных дорог составляет около 30 млрд. долл. в год.

Железнодорожный транспорт обеспечивает более 80% грузоперевозок, осуществляемых в стране (без учета трубопроводного транспорта)

Объем железнодорожных перевозок в России по итогам 2012 г. составил 1 272 млн. т, а грузооборот вырос на 4,2% по сравнению с предыдущим годом - до 2 217 млрд. т-км., благодаря чему Россия стала третьим по величине ж.д. рынком в мире.

Ситуация на рынке железнодорожных перевозок непосредственно влияет на отрасль грузового вагоностроения. За последние четыре года в отрасли грузового вагоностроения была отмечена положительная динамика, которая объясняется ростом объемов грузоперевозок. В 2012 году производство грузовых вагонов достигло исторического максимума и составило 71,2 тыс. штук.

Обзор отрасли грузового вагоностроения

Рисунок – Динамика производства вагонов грузовых магистральных, тыс. шт.

За период с 2009 года по 2012 год объем производства грузовых вагонов увеличился на 204%. Активный рост объемов производства в 2010 – 2012 гг. объясняется такими факторами:

  • сформировавшийся в 2008 – 2009 гг. в связи с экономическим кризисом отложенный спрос,
  • списание грузовых вагонов, выработавших свой ресурс,
  • стремлением ряда компаний приобрести грузовые вагоны впрок.

Основными покупателями грузовых вагонов в 2011-2012 гг. стали «Первая грузовая компания» (ПГК), «Вторая грузовая компания» (ВГК), «Независимая транспортная компания», а также лизинговые компании: ОАО "ВТБ Лизинг", ОАО "ВЭБ-лизинг", ЗАО "Сбербанк Лизинг", ООО "Промоинвест-М", которые затем отдавали вагоны в лизинг операторам.

Основные производственные мощности вагоностроительных предприятий сосредоточены в таких регионах, как Уральский федеральный округ, Приволжский, Сибирский и Центральный федеральный округа.

Лидером по производству грузовых вагонов является Уральский федеральный округ, в котором было выпущено 39% от общего количества произведённых вагонов или в натуральном выражении 27 971 шт. На втором месте находится Приволжский федеральный округ, на долю которого приходится 26% общего объема.

Динамика производства вагонов грузовых магистральных

 

Рисунок – Территориальная структура производства грузовых вагонов в 2012 году, %

Несмотря на активный рост рынка в период с 2009 по 2012 год в 2013 году был отмечен спад в отрасли. По данным Росстата в январе - ноябре 2013 года объем производства грузовых вагонов составил 27,4 тыс. шт., что на 21% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. В целом по итогам 2013 года в отрасли вагоностроения прогнозируется спад в размере 30%.

Причиной снижения спроса на грузовые вагоны является тенденция снижения доли вагонов, отслуживших свой срок (максимум пришёлся на 2009-2010 гг.). Таким образом, в связи с низким спросом на сегодняшний день рынок грузовых вагонов сильно перегрет. Средний уровень незадействованного транспорта по России составляет около 200 – 250 тыс. вагонов.

Кроме того по прогнозам игроков рынка тенденция снижения объемов производства грузовых вагонов в 2014 году сохранится. Основной причиной спада станет низкий уровень спроса на грузовой железнодорожный транспорт и снижение стоимости литья.