Ключи к южным портам

30.11.2009
Географические преимущества черноморского маршрута стали играть важную роль во время кризиса: грузооборот портов Краснодарского края в 2009 году вырос на 8% до 117 млн тонн.

Территориальные плюсы.

Геополитическое положение России позволяет ей стать ключевым оператором, связывающим восток и запад. Южные порты России играют в этом отношении доминирующую роль. 60% грузопотока из Азии, особенно в контейнерах, традиционно идет в Россию через Балтику и порт Санкт-Петербурга. Перевод даже половины азиатского контейнеропотока с Балтики на Черное море, а это примерно 1 млн. дфэ (международная общепринятая единица измерения контейнерного оборота) в год, удешевит его транспортировку на $300-400 млн. Черное море не замерзает по сравнению с Балтийским, следовательно, навигация не приостанавливается в зимнее время, дорогостоящая ледокольная проводка судов не требуется. Кроме того, морское расстояние от портов Азии до Новороссийска почти вдвое короче, чем от северных портов, в результате отпадает необходимость транспортировки груза двумя и более видами транспорта со стыковкой. Что касается наземного расстояния от Новороссийска до Москвы или других городов центральной России, то оно преодолевается за 1-3 дня.
Северная часть побережья Черного моря слабо заселена и береговая линия с многочисленными лиманами пригодна для портового развития и строительства глубоководных портов, не скованных горными хребтами и городскими кварталами. Это идеальное место для портов будущего, строящихся на основе новейших транспортных технологий.
Преимущество черноморского маршрута стало реализовываться во время кризиса, так как грузооборот Новороссийска вырос по сравнению с показателями грузооборота портов Балтики и других бассейнов, где наблюдается резкое снижение объемов грузоперевалки в 2009 году. Новороссийск ввиду своих географических преимуществ и еще недостаточно раскрытого потенциала лучше других портов России прошел этот трудный год и даже нарастил грузооборот. Грузооборот через порт Новороссийск за 9 месяцев 2009 года увеличился на 11,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако, грузооборот Туапсе уменьшился и составил 13,8 млн. тонн (-5,9%). Суммарный грузооборот всех терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» составил 71,8 тыс. тонн. По данным департамента транспорта и связи администрации Краснодарского края, грузооборот всех морских портов, расположенных на территории Краснодарского края, за девять месяцев текущего года составил 117 млн. тонн, что на 8% превышает показатели за аналогичный период прошлого года.

Минусы сервиса.

Черноморские терминалы перерабатывают только порядка 15% общероссийского контейнеропотока, Скорость транспортировки внутрироссийских и внутриевропейских грузов с учетом одинаковых расстояний практически идентичная, большой разницы в скорости транспортировки навалочных и наливных грузов на любых направлениях также нет. Однако если взять внешнеторговую часть грузопотока, то разница существенная. По оценке экспертов, транспортные издержки экспортеров, которые поставляют товары через южнороссийские порты, составляют до 35%, в то время как в развитых странах мира этот показатель не превышает 13%. Среди основных причин называют монополизацию портовых мощностей, отсутствие или недостаточное количество специализированных комплексов и недоразвитость транспортных артерий. Например, много лет декларируется объездная автодорога вокруг Новороссийска, но реализация проекта практически так и не сдвинулась с места. Основная проблема, стоящая перед городом, — эффективная организация транспортного потока, идущего через Новороссийск.

Основные проблемы транспортной сферы юга России — это отсутствие современных логистических центров и обособленность работы стивидоров, которая негативно влияет на общий объем перевалки грузов через порты.
Перспективы развития

Эксперты сходятся во мнении, что логистическая отрасль юга России претерпела серьезные изменения в последние годы из- за переориентирования российской экономики на новые для нее рынки. В Новороссийске появляются новые перегрузочные комплексы, которые в будущем займут статус сухих портов. Данные комплексы значительно сократят загруженность причального фронта порта, что позитивно скажется на интенсивности его работы в целом.
Южные порты России могут и должны решить задачу ускорения и удешевления перевозок, считают участники рынка. Для этого необходимо обновлять производственные портовые мощности, оптимизировать документооборот между различными службами, налаживать эффективный диалог между бизнесом и государством.

Наряду с главным портом юга — Новороссийском — необходимо также продолжать развитие северных портов Черного моря — Кавказ, Тамань и т.д..

Кроме того логопарки должны стать производственными придатками портовых городов, а товаропроизводство и товародвижение должно освобождать территории крупных городов и смещаться в эти производственно-логистические кластеры. Создание крупных региональных логистических центров, отвечающих всем международным стандартам, будет способствовать повышению качества, эффективности логистики, увеличится уровень организации мультимодальных перевозок.