Оценка текущего состояния и перспектив развития рынка локомотивного парка России

25.03.2008

В настоящее время в рамках отрасли железнодорожного машиностроения наблюдается тенденция развития локомотивного парка. Это объясняется как существенным ростом объемов грузовых перевозок, так и моральным и техническим износом локомотивного парка, который составляет около 70%, а по некоторым видам локомотивов 90%.     Железнодорожный транспорт является ведущим звеном транспортной системы России. В номенклатуру производимой предприятиями отрасли продукции входят локомотивы, вагоны грузовые, вагоны пассажирские, путевая техника, электропоезда, вагоны метро, трамваи и рельсовые автобусы. В настоящее время емкость рынка транспортного машиностроения составляет около 160 млрд. руб. Согласно прогнозам Минпромэнерго, в 2010 году емкость рынка составит 224 млрд. руб., а в 2015 году – 252 млрд. руб.
В рамках отрасли железнодорожного машиностроения наблюдается тенденция развития локомотивного парка. По роду выполняемой работы локомотивы разделяются на магистральные и промышленные. Магистральные локомотивы, эксплуатируемые на железных дорогах общего пользования, в свою очередь, подразделяются на грузовые, пассажирские - для тяги поездов, и маневровые - для работы на станциях. Промышленные локомотивы используются для перевозок на внутризаводских путях, в рудниках, шахтах и т. п. В зависимости от вида первичного источника энергии локомотивы делятся на тепловые и электрические.
Железнодорожные перевозки осуществляются локомотивами двух типов: электровозами (46% от общего парка) и тепловозами, работающими соответственно на электрифицированных и неэлектрифицированных участках пути. Более 82% железнодорожного грузооборота выполняется на электрифицированных линиях. По данным Минпромэнерго, в парке железнодорожного состава России более 22 тыс. локомотивов. По сообщению пресс-службы «РЖД», средний возраст электровозов, находящихся в рабочем парке, превышает 20 лет, тепловозов — 18 лет. Старение парка локомотивов характеризуется ежегодным списанием до конца 2010 года из-за истечения срока службы в среднем 1200 единиц техники. К 2010 году выработают свой срок службы практически все магистральные грузовые тепловозы, более 76% грузовых электровозов постоянного тока и свыше 35% электровозов переменного тока. Среднегодовой прирост потребности в локомотивах прогнозируется на уровне 2-3% от всего парка. К 2010 году запланированный уровень производства локомотивов должен составлять примерно 1,1 тыс. шт. ежегодно. Ситуация с локомотивами должна быть решена в количественном выражении до 2015г.
На текущий момент основным источником воспроизводства парка локомотивного состава является закупка новой техники и проведение модернизации старой. Доля модернизируемой техники в общей структуре закупок локомотивов составляет около 70%, грузовых вагонов – около 25%, магистральных пассажирских вагонов – около 30%.
Среди российских производителей наиболее крупным предприятием в отрасли транспортного машиностроения является ЗАО «Трансмашхолдинг». Рост объемов продаж продукции предприятий, входящих в состав ЗАО «Трансмашхолдинг» по итогам 2007 года составил 19,9 %. В абсолютном выражении, согласно оперативным данным, стоимость реализованных товаров и услуг составила около 66 млрд. рублей. По итогам 2007 г. локомотивов всех видов заказчикам передано на 11 % больше (455 секций против 409).
В состав холдинга входят следующие заводы по производству локомотивов: ОАО «Коломенский завод», ООО «Новочеркасский электровозостроительный завод», ОАО «Брянский машиностроительный завод». Лидером по производству электровозов считается ОАО «ПО «Новочеркасский электровозостроительный завод», маневровых тепловозов - ОАО «ПО «Брянский машиностроительный завод», пассажирских - ОАО «Коломенский завод».
Помимо «Трансмашхолдинга» локомотивы выпускают ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» и ОАО «Муромтепловоз».
ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» специализируется на выпуске маневровых тепловозов, используемых промышленными предприятиями горнометаллургического комплекса. Людиновский завод выпускает лишь 20-30 локомотивов в год при производственной мощности в 600 локомотивов. В настоящее время от покупки «людиновских» тепловозов ОАО «РЖД» отказались, т.к. технические параметры тепловозов предприятия не отвечают современным требованиям транспортной компании. ЛТЗ занимает порядка 20% рынка маневровых тепловозов, остальная доля приходится на предприятия «Трансмашхолдинга» — «Брянский машиностроительный завод» и «Муромтепловоз».
ОАО «Муромтепловоз» выпускает тепловозы ТГМ23Д, предназначенные для работы на подъездных железнодорожных путях промышленных предприятий и строек, а также для выполнения маневровой работы.
На российский рынок стремятся попасть и иностранные производители локомотивов. Пока российский рынок для них закрыт в силу технической специфики железных дорог страны и дешевизны отечественной техники. Тем не менее проекты в России с тем или иным успехом уже реализуют канадская Bombardier (21% мирового рынка железнодорожной техники), американская General Electric (7%) и немецкий Siemens (16%). В основном деятельность иностранных компаний состоит в модернизации российского подвижного состава.
Основные потребители локомотивов на российском рынке (в большей степени магистрального типа) ОАО «РЖД» и железнодорожные предприятия ближнего зарубежья. Остальной объем обеспечивают частные перевозочные операторы, лизинговые компании. В настоящее время такие компании, как «Транс-Ойл», «Балттранссервис», «Новая перевозочная компания» и другие, используют для своих целей не только собственные вагоны, но и локомотивы. Локомотивный парк частных перевозочных компаний уже сегодня зачастую составляет несколько десятков единиц. Существенную долю маневровых тепловозов приобретают промышленные предприятия для работы на своих подъездных путях.
Железнодорожный транспорт является ведущим звеном транспортной системы России. На его долю приходится около 73% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 37% пассажирооборота страны. За последние годы объемы грузовых перевозок в России существенно увеличились, и в ближайшее время эта тенденция будет сохраняться. По прогнозам в ближайшие годы грузооборот будет возрастать в среднем на 6% ежегодно, увеличившись в 1,5 раза к 2010 г. Рынок пассажирских перевозок также характеризуется положительной тенденцией.
Российский рынок железнодорожного машиностроения является одним из наиболее динамично развивающихся, причем доля России на мировом рынке будет расти темпами выше среднемировых в виду следующих факторов:
• высокого уровня физического и морального износа тягового состава ОАО «РЖД», а также значительного отложенного спроса в виду инвестиционной паузы 90-х годов, когда закупки практически не осуществлялись;
• активизации грузовых железнодорожных перевозок, обусловленной ростом объемов промышленного производства и увеличением потребностей компаний производителей промышленной продукции в обеспечении доставки по всей территории России;
• роста рынка лизинга продукции железнодорожного машиностроения в виду чрезвычайной привлекательности данного вида активов для лизинговых компаний, постепенного снижения процентных ставок и выхода на рынок новых игроков;
• государственной поддержки предприятий отрасли в рамках реализации комплекса мероприятий, предусмотренного Стратегией развития железнодорожного машиностроения.