Описание и тенденции развития рынка индустрии красоты и здоровья в г. Сочи

06.03.2008

Эксперты оценивают емкость сегмента рынка индустрии красоты в целом по России в сумму 2 миллиарда долларов США. Для сравнения в Германии она составляет около 80 миллиардов долларов. В Москве действует 2500-3000 предприятий индустрии красоты.     В Италии официально зарегистрировано 11000 тысяч салонов красоты. За последние несколько лет темпы роста российского рынка были около 25% в год.
В Сочи действует около 100 предприятий индустрии красоты. Значительную долю рынка около 75 % занимают парикмахерские эконом- и среднего класса, 15 % - предприятия, специализирующиеся в узком сегменте, 10 % - элитные салоны. В связи с проведением Зимних Олимпийских игр в 2014 году в Сочи, спрос на услуги красоты и здоровья в дальнейшем будет увеличиваться.
Для рынка индустрии и красоты в Сочи характерна своя специфика. Основная особенность – это сезонность. В течение всего года салоны красоты в Сочи посещают не только жители, но и гости города, однако количество клиентов в сезон увеличивается на 15-20%. Многие центры красоты функционируют в рамках санаториев, пансионатов, гостиниц, в деятельность которых уже входит оказание услуг по уходу за лицом и телом.
Средний салон в Сочи имеет 4-5 парикмахерских мест, кабинет маникюра, педикюра, косметолога, массаж. Основные критерии качества салона, определяющие его уровень и формирующие лояльность клиентов: квалифицированный персонал, виды услуг, стоимость, известный бренд, наличие современного оборудования, место расположения, доброжелательный персонал, интерьер, дополнительные услуги (парковка, чай/кофе, приятная музыка).
На рынке услуг красоты и здоровья в г. Сочи представлены предприятия четырех типов:
Парикмахерские эконом класса - салоны, оказывающие услуги традиционных парикмахерских (стрижка, укладка, маникюр/педикюр), а также занимающиеся обучением специалистов для салонов красоты.     Предприятия эконом класса ориентированы на малообеспеченные слои населения (представителей низкооплачиваемых профессий, пенсионеров, студентов). Их конкурентная стратегия – упор на издержки.
Салоны-парикмахерские среднего класса - универсальный, наиболее распространенный тип салонов, в сферу деятельности которых входят дополнительные услуги: косметические, массаж, spa- процедуры и др. Целевая аудитория предприятий второго типа - клиенты со средним уровнем дохода, для которых важно оптимальное соотношение цены, качества, наличие стандартного набора услуг (служащие, домохозяйки, мелкие предприниматели).
Специализированные салоны - студии загара, имиджа, наращивания волос, ногтевые и тату- студии и т.д., оказывающие определенный вид услуг и ориентированные на новые технологии или уникальные услуги в узком сегменте. Их конкурентное преимущество – высокое качество в выбранной специализации.
Салоны красоты класса «люкс» - наиболее крупные центры, предоставляющие широкий спектр услуг, в том числе и услуги косметической медицины. В своей работе данные предприятия опираются на комплексность, уникальность, высокую стоимость услуг, известность, тенденции моды и лидерство в качестве. Клиентами салонов класса «люкс» являются обеспеченные люди, представители элит, ориентированные на высокое качество, индивидуальный подход, дополнительный сервис.
Наиболее известными центрами в сфере красоты и здоровья являются: студия красоты Франко-Провост – французская сеть салонов красоты, функционирующая по всей Европе; салон красоты «Неостиль»; студия красоты «Бьюти палас»; городской центр красоты и искусств «Юма»; студия красоты «Монро»; Крокус; салон красоты «Платан», салон красоты «Арт студия»; Лия; Студия «Мастер-класс»; салон красоты «Платан»,
Разброс цен в зависимости от уровня салона достаточно большой – 5-10 раз. Например, стоимость стрижки в студии Франко-Провост от 1000 руб., укладки 1200 руб., в то время как минимальная стоимость этих услуг в Сочи составляет 150 руб. Услуги косметолога на аналогичные виды услуг в разных салонах варьируется от 500 руб. до 2500 руб. Массаж спины от 400 руб. до 1200 руб., массаж лица от 300 руб. до 1000 руб.
Одна из основных тенденций в этом направлении - соединение эстетических и медицинских услуг. Выручка от медицинских косметологических процедур существенно увеличивает годовой оборот предприятий, но рынок в Сочи в этом направлении освоен пока слабо. Центры красоты класса «люкс» представлены в ограниченном количестве. Многие предприятия позиционируют себя как элитные салоны, хотя обслуживание у них стоит дорого, на практике их уровень не всегда соответствует определению «люкс».
За последний год количество клиентов в салонах Сочи увеличилось в среднем на 30%. В ближайшей перспективе прогнозируется дальнейший рост рынка индустрии и красоты, расширение спектра услуг и, что немаловажно, повышение цен на них.