Приволжский федеральный округ – наиболее инвестиционно – привлекательные отрасли экономики и рынки

16.01.2008

Группа компаний «Эксперт» провела инициативное исследование экономики Приволжского федерального округа на предмет наиболее экономически выгодных отраслей для инвестирования.

В состав Приволжского федерального округа (ПФО) входят 15 субъектов РФ: Республики — Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ. Город Нижний Новгород является центром округа.

Приволжский федеральный округ в сырьевом отношении имеет достаточно чётко выраженную нефтяную специализацию. Соответственно в экономике региона наибольший удельный вес в добыче минеральных ресурсов принадлежит добыче нефти и газа. Также округ является одним из ведущих в стране по уровню индустриального развития и одним из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции.
В структуре промышленности округа важную роль играют такие отрасли, как машиностроение, особенно автомобилестроение, и топливно-энергетический комплекс. В регионе расположены также крупные предприятия химической и лёгкой промышленности. Характерная особенность Приволжья — большая доля предприятий военно-промышленного комплекса. Основной производственный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской областях.
Лидеры экономики в различных отраслях являются крупнейшие в России предприятия: ОАО «Новатэк», ОАО «МСС-Поволжье», строительная корпорация «Авиакор», ЗАО «СВ-Поволжское», ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы», ООО «СВГК», Группа предприятий «Берег», ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «ТАРКЕТТ», ОАО «КуйбышевАзот», ОАО «Коттедж», ГК «Амонд», банк «Солидарность», ГК «Материк».
Экономика Приволжского федерального округа интенсивно развивается, увеличиваются инвестиционные вложения из отечественных и зарубежных источников. Этому способствуют сложившаяся в регионе политическая стабильность, общественное согласие, благоприятный законодательный и налоговый климат для инвесторов. Главное направление развития и размещения отраслей промышленности в Приволжском федеральном округе — модернизация и техническое перевооружение существующих производств, углубление переработки исходного сырья и расширение внутренних и внешних торговых связей.
Сегодня реальными точками роста могут быть только наукоемкие, сложные производства, которые развивают технологическую культуру. В первую очередь — сложное машиностроение, авиационное и космическое. Логистика, транспорт, наукоемкие технологии и машиностроение – это те отрасли, которые могут подтолкнуть все остальные.
Наиболее привлекательны отраслями с точки зрения инвестора являются машиностроение и приборостроение. Перспективно инвестирование в химическое, текстильное и часовое производство, в освоение новых видов компрессоров и запорной арматуры, диагностической, измерительной и датчиковой аппаратуры, товаров народного потребления. Эффективны инвестиционные вложения в агропромышленный комплекс, фармацевтическую отрасль. Особое место занимает развитие и инвестирование в химический комплекс Самарской области, лесопромышленный комплекс Пензенской области, а также в машиностроительный комплекс и нефтепереработку. Также инвестиционно- привлекательна туристическая отрасль.

Химическое производство

Крупнейшие предприятия отрасли: ОАО «Тольяттиазот», ОАО «НоваТЭК», ЗАО «Волгопромхим», Холдинг «СИБУР», ЗАО «Куйбышевазот», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Волжский оргсинтез», ОАО «Завод бытовой химии».
Самарская область уже более 10 лет является крупнейшим в России производителем химической продукции. Сбыт продукции также налажен, в первую очередь он осуществляется на экспорт.
Текущее состояние
Мощный комплекс химических производств сложился в районе в первую очередь на основе собственной сырьевой базы, в последние годы все большее значение приобретают поставки нефти и природного газа из Западной Сибири. Горнорудная отрасль представлена добычей самородной серы близ Самары и поваренной соли на озере Баскунчак.
Продукцию основной химии получают в Балакове (серная кислота), Волгограде, Менделеевске и Чапаевске. Производство серной кислоты относится к отраслям специализации химического комплекса района, меньшее значение имеет промышленность минеральных удобрений. Азотные удобрения выпускаются в Волжском и Тольятти, фосфатные - в Балакове (двойной суперфосфат, аммофос). Производство серы имеется в Астрахани и Самарской области (Нефтегорск, Отрадный).
Тесно связаны с нефте- и газопереработкой отрасли химии органического синтеза: производство синтетических смол и пластических масс ведется в Волгограде, Казани и Самаре; химические волокна выпускают предприятия Балакова, Волжского, Саратова и Энгельса; в Волжском, Казани, Нижнекамске и Тольятти изготовляют синтетический каучук. В большинстве этих же центров ведется и переработка полимерных материалов.

Крупные производства шин и резинотехнических изделий расположены в Волжском, Балакове и Нижнекамске. В Пензе имеется мощное производство химико-фармацевтической продукции. Крупнейшие химические комплексы сформировались в Татарстане (почти 45%) и Самарской области (около 25%). Главной проблемой отрасли является несовершенство механизма ценообразования на производимую продукцию, недостаток средств на внедрение новых технологий, развитие отрасли. Также тормозит развитие отрасли высокая степень физического износа и низкий уровень используемых технологий и оборудования, что порождает замкнутый круг проблем: изношенное оборудование, низкие технико-экономические показатели продукции, незначительные объемы продаж на рынке, дефицит ресурсов на техническое развитие. В последнее время остро встал вопрос о квалифицированных кадрах – выпускники высших учебных заведений в настоящее время редко выбирают техническое образование, связанное с производством, в силу чего образуется возрастной коллапс среди работников предприятий химической промышленности.
Перспективы
На химических и нефтехимических предприятиях ПФО сосредоточено от 40 до 60% российского производства синтетических смол и пластических масс, продукции пластпереработки, соды каустической, минеральных удобрений, аммиака, метанола, капролактама, пропилена, бутадиена, бензола, шин для грузовых и легковых автомобилей, формовых и неформовых резинотехнических изделий; в округе сосредоточено свыше 60% производства кальцинированной соды, синтетических каучуков, фенола, этилена и др. Таким образом, в Поволжском федеральном округе сосредоточены все российские производители основной продукции химического комплекса.Планируется, что спрос на продукцию химической индустрии РФ (рассчитан ОАО «НИИТЭХИМ» в Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности Приволжского федерального округа на период до 2010 года» по заказу государственных органов) по 300 важнейшим продуктам, в 2010 г. к уровню 2002 г. возрастет в 1,8 раза по благоприятному и в 1,6 раза - по менее оптимистичному варианту. В наибольшей степени - в 2 раза - увеличится спрос на синтетические смолы и пластмассы, а также пластмассовые изделия, в 1,9 раза - на синтетические красители, волокна и нити химические.
В ПФО, исходя из прогнозируемых темпов развития химической промышленности, потребность в химической продукции в 2010 г. по сравнению с 2002 г. возрастет в 1,9 раза, причем наиболее интенсивно будет увеличиваться спрос на волокна и нити химические (в 2,2 раза), синтетические смолы и пластмассы, а также, красители синтетические (в 2,1 раза - соответственно), пластмассовые изделия (в 2,0 раза). По второму варианту спрос на волокна и нити химические, красители синтетические, синтетические смолы и пластмассы возрастет в 1,9 раза (соответственно), пластмассовые изделия – в 1,8 раза.
В структуре спроса ПФО в 2010 г. должно измениться соотношение внутреннего и внешнего рынка: в 2002 г. доля внутреннего рынка составляла 57,8%, в 2010 г. она увеличится до 61%. Удельный вес внутреннего рынка ПФО в 2010 г. по отношению к 2002 г. возрастет: по минеральным удобрениям - с 8,9 до 11,5%, синтетическим каучукам – с 32,2 до 36,7%, продукции резиноасбестовой промышленности – с 80,0 до 84%. Для обеспечения потребности рынка с учетом анализа состояния и наличия предпосылок для развития химического комплекса в РФ и ПФО на сбалансированной основе дана прогнозная оценка объемов производства, мощностей, а также обоснована необходимость структурных изменений производственного потенциала комплекса.

Машиностроение и автомобильная промышленность
Развито в Самарской и Нижегородской областях. Центры легкового автомобилестроения – города Тольятти и Ульяновск. На территории ПФО действуют автомобилестроительные, судостроительные, станкостроительные, дизелестроительные предприятия. Кроме упомянутых предприятий, в Нижегородской области представлены отрасли химической, пищевой и лёгкой промышленности.
Крупнейшие предприятия отрасли: Основой машиностроительного сектора являются автомобилестроительные заводы: АвтоВАЗ, «Группа ГАЗ» (представлена ООО «Автомобильный завод ГАЗ» и ОАО «ГАЗ»), УАЗ и КамАЗ. На перечисленные предприятия приходится почти 55% совокупной валовой выручки машиностроительного комплекса всего Поволжского федерального округа.
Текущее состояние Сегодня на территории округа реализуется уникальный совместный проект «GM — АвтоВАЗ». Очень важно, что при этом, продукция завода в основном состоит из российских комплектующих. Сейчас развивается проект «Шеви-Вива», автомобиля на базе Opel. Такое сотрудничество, когда в российскую отечественную автомобильную промышленность вкладываются не только иностранные инвестиции, но и технологии, наиболее перспективно и экономически выгодно обеим сторонам. Действующие автозаводы региона активизируют производство автокомпонентов, в этом направлении сейчас занято более 300 предприятий.
Минусом является то, что пока научнотехнические разработки плохо используются в промышленности. Это во многом объясняется отсутствием венчурного капитала. Пока не получают должных капиталов и рисковые сферы экономики, прежде всего наукоемкие технологии, инвестиционные проекты.
Перспективы
АвтоВАЗ в 2007 году сумел преодолеть затяжной кризис сбыта и нарастить (в абсолютных цифрах) объем продаж в России. За 11 месяцев 2007 года внутри страны было продано более 600 тыс. автомобилей Lada, по итогам года цифра должна вырасти до 660 тыс. (против 625 тыс. за весь прошлый год). Таким образом, рост сбыта АвтоВАЗа по нашим расчетам за 2007 год составит порядка 7-8 %, выручка по итогам года составляет примерно 150 млрд рублей. Особенно впечатляет рост в сегменте грузовых автомобилей (на 75%) и строительно-дорожных машин (на 45%). Что же касается легкового сегмента, то нижегородский завод постепенно снижает объемы выпуска старушки «Волги», в ближайшем будущем планируя заменить ее новой разработкой ГАЗ Siber на платформе Chrysler Sebring.
Группа «Северсталь-авто» активно развивает проекты с иностранными партнерами — Fiat, Isuzu, SsangYong. В 2007 году компания стала первым резидентом особой промышленной зоны «Алабуга» в Татарстане, где будет сосредоточено производство легковых и коммерческих моделей итальянской марки, а также производство коммерческих мини-грузовиков японского партнера.
Татарстанский производитель грузовой техники КамАЗ остается наиболее успешным и конкурентоспособным на мировом рынке российским автопроизводителем. На 2008 год завод запланировал выпуск 65 тыс. автомобилей (вместе с модернизированными), объем предполагаемой выручки составит 127,8 млрд рублей.
Тактика, которой придерживается в прочем не только автопром ПФО – кооперация иностранных и отечественных производителей. Поняв, что самостоятельно на таком конкурентном рынке не выстоять, все поволжские автозаводы стали усиленно развивать совместные проекты с ведущими игроками международного уровня. АвтоВАЗ продает блок-пакет акций Renault, рассчитывая получить взамен технологии, документацию на новые платформы, двигатели и трансмиссии. «Северсталь-авто» наращивает обороты в проектах с тремя зарубежными партнерами. ГАЗ интегрирует в свою линейку модели ГАЗ Siber и грузовичок Maxus (английского производителя LDV, приобретенного ГАЗом в 2006 году), а также активно сотрудничает с международным производителем комплектующих Magna. «Иж-Авто» собирает три модели корейского концерна Kia, сведя к минимуму выпуск фургончика на базе вазовской «четверки». Похожие процессы идут и в сегменте автокомпонентов. Сотрудничество с ведущими разработчиками и производителями комплектующих позволяет отечественным игрокам не только повышать качество и конкурентоспособность своей продукции, но и выходить на международный рынок, встраиваясь в глобальные сети поставщиков компаний — системных интеграторов. Первым этапом для многих из них становится сотрудничество с иностранными автосборщиками на территории России. Сборка автомобилей иностранных брендов в России, по прогнозу, вырастет до 1,2—1,3 млн машин в год.

Авиационно-космическая промышленность

Со времен Великой Отечественной войны Приволжский федеральный округ был основной промышленной площадкой авиационной промышленности, которая размещалась в Ульяновске, Пензе, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе и Саратове, а сам Поволжский экономический район развивался в значительной мере благодаря развитию авиапрома (в том числе в социальном, культурном и кадровом планах). Для того, чтобы авиапромышленности Приволжского федерального округа (а это по сути Самарская область) выйти на мировой уровень производства, увеличить качественные и количественные показатели, требуется сумма порядка 8-10 млрд долларов на всю авиационную промышленность. Эти средства нужны на техническое перевооружение, но ещё больше нужны банковские и государственные гарантии под эти «длинные» деньги. Инновации и инвестиции в авиапромышленности должны быть сосредоточены в Самарскую область, так как исторически здесь центр авиастроения России и изначально заложен достаточно большой потенциал.
Крупнейшие предприятия отрасли: Самарский завод «Авиакор», ульяновский завод «Авиастар-СП», ОАО «Авиаагрегат», ОАО "Нижегородский авиационный завод «Сокол».
Сегодня темпы роста в авиастроении самые высокие в оборонной промышленности. Предусматривается весомая государственная поддержка авиапрома и целый ряд других мер, направленных на устойчивое развитие отрасли.
Перспективы
На сегодня ставится задача переоснастить российскую гражданскую авиацию новой техникой отечественного производства. До 2009 года планируется выпустить более 140 гражданских самолетов (рост в 5 раз) и 439 вертолетов (рост 160 процентов).
Прогнозируется увеличение спроса на легкие самолеты. Перспективы отрасли – восстановить сеть авиаперевозок, существовавшую в советское время, когда практически из каждого районного центра летали самолеты «Ан-2» и этот вид транспорта был доступен для населения. В настоящее время данной отрасли уделяется повышенное внимание, это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики всего округа.

Агропромышленный комплекс
Лидером агропромышленного комплекса округа является Саратовская область.
Текущее состояние
По объемам валового производства животноводческой продукции среди регионов Приволжского федерального округа Саратовская область занимает третье место по производству молока и мяса. Наиболее крупные сельскохозяйственные проекты в Поволжье будут реализованы в животноводстве. Корпорация «Евросервис» весной 2008 года планирует приступить к строительству в Пензенской области свинокомплекса производительностью 10 тыс. тонн продукции в год и птицефабрики по производству мяса индейки производительностью 15 тыс. тонн в год. Бюджет проектов составляет более двух млрд рублей (1,2 млрд — на свинокомлекс, 1 млрд — на индюшачью ферму). Обеспечивать кормами данные комплексы буду предприятия, также входящие в корпорацию.
Крупнейшим проектом является и реконструкция и расширения производства птицеводческого комплекса «Синергия», заканчивается реконструкция свинокомплекса «СВ-Поволжское» (к 2008 году комплекс рассчитывает выращивать 500 тыс. голов свиней).
Существует также несколько молочных комплексов , которые также планируют развиваться в 2008 году, например, компания «Красный Восток Агро» (Татарстан).
Одним из главных игроков сельскохозяйственного рынка региона является холдинг «Талина» (Мордовия).
Надо отметить, что совокупный производственный потенциал мордовских мясоперерабатывающих предприятий холдинга — более 30 тыс. тонн колбасных изделий в год, а по данным за 2005 год, объем производства на них составил более 20 тыс. тонн.
Активно над инвестиционной привлекательностью аграрного сектора и рентабельностью сельского хозяйства работают власти Саратовской области, тем более, что накопленный удачный опыт позволяет использовать различные механизмы поддержки (финансирование некоторых социально важных инвестиционных проектов, помощь в оформлении земельных участков, выделяемых под строительство комплексов, совместные программы с банками и лизинговыми компаниями региона в области АПК, например, лизинговые программы для покупки техники и скота, компенсация 1/3 кредитной ставки для существующих предприятий, уже решившихся на модернизацию за счет привлечения кредитных ресурсов), так и привлекать новых инвесторов, способных строить новые крупные комплексы по производству мяса, молока, а также кормового сырья.
Национальный проект развития АПК способен снять с бизнеса часть инвестиционных рисков, традиционно высоких в сельском хозяйстве. Только 2/3 ставки рефинансирования кредитных ресурсов (согласно национальной программе, они могут составлять не более 70% бюджета проекта) по линии Минсельхоза и дополнительные субсидии (до 1/3 ставки рефинансирования) из региональных бюджетов позволяют сэкономить до 100% кредитной ставки.
Важной тенденцией также является и укрупнение производственных комплексов, – образуются новые агрохолдинги, включающие в себя не только производство, но и комплексы по переработке продукции, производству кормов, причем высокая доля зерна в составе кормов и высокие цены на него приводят к привлечению агрохолдингов в рынок зерна. Одним из самых высоких в России показателей – увеличение числа коллективных сельскохозяйственных объединений, кооперативов.

Приоритеты:
• Применение новейших оросительных систем

• Внедрение контрактной и заказной систем в сельском хозяйстве

• Широкое применение систем GPS (навигации)

• Обновление сельскохозяйственного оборудования и машин

• Использование современных методов и способов повышения эффективности

Нефтепереработка

Нефтегазодобывающий комплекс Приволжья по масштабам уступает только Западной Сибири, но по объёмам нефтепереработки и газоперекачки является абсолютным лидером. По добыче нефти в регионе на первом месте Татарстан и Башкортостан. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Уфе, Перми, Кстове, Сызрани, Новокуйбышевске, Саратове, являются сырьевой базой для нефтехимической промышленности и поставляют ей более 80 видов полупродуктов: прямогонные бензины, бутановую, бутан-бутиленовую и другие фракции, бензол, стирол, кислоты, масла, парафины.
Нефтепроводы и газопроводы Приволжского федерального округа также играют важную роль в экономике России, обеспечивая не только потребности региона, но и являясь важным звеном на пути нефти из Западной Сибири в западные регионы России и на экспорт.
Общий объем производства химической и нефтехимической продукции в Татарстане к 2010 году по сравнению с 2007 годом должен увеличиться почти в 1,2 раза. В течение последних нескольких лет нефтехимические предприятия регионов ПФО вкладывают значительные суммы в модернизацию производства и выпуск новых видов продукции. И это касается не только Татарстана.
Главная проблема нефтехимической отрасли ПФО в том, что у основных сырьевых и перерабатывающих предприятий разные собственники, что зачастую порождает конфликты между ними, которые могут привести к тому, что благоприятные возможности для реализации многообещающих планов будут утрачены.
Крупнейшие производители химической и нефтехимической продукции Поволжья: предприятия нефтяного холдинга «Лукойл» («Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» и «Саратоворгсинтез»), холдинга «Сибур» («Сибурнефтехим», Новокуйбышевская нефтехимическая компания и «Тольяттикаучук»), «Тольяттиазот» и «Куйбышевазот» из Самарской области, группа компаний «ТАИФ», завод «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ). «Казаньоргсинтез» (КОС).
Инвестиционные проекты
Холдинг «Сибур», например, начал в 2007 году инвестиционный проект стоимостью 23 млрд рублей (650 млн евро) по строительству комплекса для производства ПВХ мощностью 330 тыс. тонн в год. Партнерами «Сибура» через компанию SolVin выступили бельгийская Solvay и международный химический концерн BASF. Сырье для нового производства – этилен – будет поступать с принадлежащего «Сибуру» Кстовского нефтехимического завода, который в прошлом году был модернизирован для увеличения мощностей под выпуск этилена для нового проекта. К 2011 году этот холдинг намерен увеличить переработку ПНГ до 22 млрд кубометров в год. Кроме того, в 2006 году в Татарстане начато строительство комплекса перерабатывающих заводов общей стоимостью 130 млрд рублей, который республиканские власти намерены открыть к 2011 году. Проект включает в себя НПЗ мощностью семь млн тонн нефти в год, установку глубокой переработки «черного золота» мощностью 3,5 млн тонн и нефтехимический завод, рассчитанный на ежегодный выпуск 250 тыс. тонн полиэтилентерефталата, 80 тыс. тонн линейных алкилбензолов и 200 тыс. тонн полипропилена, сырье для производства которых будет поставлять тот же НПЗ.
Группа «ТАИФ» готовится к началу 2008 года вдвое увеличить на «Казаньоргсинтезе» производство полиэтилена, а затем довести его объем до одного млн тонн в год. Причем на КОС будут выпускать линейный и бимодальный полиэтилен, который сейчас только импортируется в Россию. Кроме того, в этом году на «Казаньоргсинтезе» начали выпускать бисфенолА (сырье для производства эпоксидных смол и лаков), что потребовало двух млрд рублей вложений. Общий объем инвестиций в модернизацию КОС до 2009 года запланирован в 20 млрд рублей. Новые марки полиэтилена хотят выпускать в сотрудничестве с фирмой Basel и на НКНХ, в модернизацию которого в предыдущие семь лет было уже вложено более 25 млрд рублей. В 2008—2012 годах здесь также планируется производить новые виды продукции на базе бензола и фенола, а выпуск этилена будет увеличен с 485 тыс. тонн в год до 1,2 млн тонн.
Холдинг «Сибур» планирует построить в Оренбурге новый комплекс по производству полипропилена мощностью 450 тыс. тонн в год и полиэтилена мощностью 650 тыс. тонн. Предварительная стоимость проекта –50 млрд рублей. Это производство полипропилена станет крупнейшим в мире, а полиэтилена – крупнейшим в России.

Металлургическое производство
В регионе развито прежде всего трубная промышленность, а также о производство изделий из алюминия и меди.Металлургия в Поволжье хоть и не относится к числу базовых отраслей, тем не менее крупнейшие российские предприятия этой отрасли расположены именно здесь– Выксунский металлургический завод (ВМЗ), расположенный в Нижегородской области, Кировского завод по обработке цветных металлов (КЗОЦМ) (собственником является Уральская горно¬металлургическая компания (УГМК). На последнее предприятие приходится четверть российского выпуска проката из меди и ее сплавов. Мировому лидеру – алюминиевой корпорация Alcoa принадлежит производитель полуфабрикатов из алюминиевых сплавов — Самарский металлургический завод.
Завод «Русполимет» стал крупнейшим российским производителем кольцепрокатной продукции: большая ее часть (около 90%) реализуется на внутреннем рынке, в основном компаниям аэрокосмической отрасли.
Несмотря на внешнее благополучие, поволжские металлурги сталкиваются с теми же проблемами, которые характерны для отрасли в целом. Прежде всего, это высокий уровень не только морального, но и физического износа основных производственных фондов – он достиг на ряде предприятий почти 50%. Вкупе с постепенным ростом стоимости рабочей силы и удорожанием сырья это приводит к увеличению себестоимости продукции высокого передела и мешает конкурировать с набирающими мощь иностранными производителями, особенно из Китая. Однако долгосрочные заказы естественных и нефтяных монополий и хорошая обеспеченность сырьем пока позволяют поволжским металлургам оптимистично оценивать текущую ситуацию. А динамичное развитие строительного сектора, рост транспортировки природных ресурсов и постепенный подъем машиностроения гарантируют спрос на их продукцию в будущем.

Транспорт
Огромным потенциалом обладает транспортная отрасли Приволжского федерального округа, как воздушный транспорт в силу развитости авиационной промышленности региона. Одной из тенденций последних нескольких лет является то, что сильно возросла доля сверхтяжелых грузовых автомобилей в составе транспортного потока, что приводит к негативным последствиям в сфере эксплуатации дорог округа.
В силу географического положения на крупнейшей транспортной артерии России – реке Волге, в регионе развита судостроительная отрасль. Уровень загрузки судостроительных предприятий ПФО в среднем составляет 25%. Перспективы развития данной отрасли огромны – средний возраст судов составляет 30 лет, а износ некоторых судов, работающих в Волжско-Камском бассейне, уже достиг более 95%. В то же время новые суда строятся в недостаточном количестве. Лидером судостроительной отрасли является город Зеленодольск.
Крупнейшие предприятия отрасли: ОАО "Завод "Красное Сормово", ГУП "Окская судоверфь", КБ "Вымпел", судостроительный завод "Волга" и ОАО "Волга-Флот". В настоящее время рассматривается возможность размещения на нижегородских предприятиях долгосрочного заказа до 2010 г. на изготовление 75 кораблей вспомогательного и технического флота для ВМФ РФ. Разрабатывается лизинговая программа по строительству плавсредств для Чехии. Действует программа по обновлению малотоннажного рыболовецкого флота Чукотского автономного округа. Все это говорит о том, что приволжское судостроение имеет достаточно сильные позиции.
Транспортная системы Пензенской области сталкивается с рядом проблем, влияющих на снижение её эффективности. К ним в первую очередь необходимо отнести:
- необходимость строительства и модернизации объектов транспортного комплекса;

- перегруженность улично-дорожной сети и ее низкая пропускная способность, состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации и т.д.

Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают риски замедления социально-экономического развития Пензенской области и формирования единого экономического пространства.

Энергетика
Усиленный рост генерирующих мощностей в Поволжье в 2007 году показала первая частная территориальная генерирующая компания № 5 (ТГК−5) – предприятие объединяет 11 ТЭЦ в Кировской области, республиках Марий Эл, Удмуртия и Чувашия. К 2010 году ТГК-5 планирует увеличение своих мощностей на 400 МВт за счет модернизации Кировской ТЭЦ-1, Кировской ТЭЦ-3, Ижевской ТЭЦ-1 и Сарапульской ТЭЦ.
Крупнейшими производителями рынка энергетики являются компании ТГК-6 в Нижнем Новгороде и ТГК-7 (центральный офис в Самаре).
За девять месяцев 2007 года межрегиональная сетевая компания «МРСК Центра и Приволжья», реконструировала и вновь построила 565,78 км линий электропередач напряжением 0,4−110 кВ и ввела в эксплуатацию 123,27 МВА трансформаторных мощностей. Данное предприятие планирует инвестировать в 2008 году более 39 млрд рублей в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию электрических сетей. В 2008 году «МРСК Центра и Приволжья» намерена ввести в эксплуатацию новые трансформаторные мощности в объеме 1400 МВА, а в 2009−м – удвоить эту цифру и в дальнейшем вводить в год по 1500−2000 МВА трансформаторных мощностей.
Проблемы и перспективы
Всего, до 2010 года согласно инвестиционной программе РАО «ЕЭС России», поволжские энергетические мощности должны будут увеличиться на 972 МВт. Также, хороший инвестиционный старт продемонстрировал и другой сектор энергетики – транспортный.
Основной проблемой отрасли является несовершенство сбытовой политики, механизма участия и проведения Региональной службой по тарифам (РСТ) конкурсов по гарантийным поставкам электроэнергии. Данный закон, согласно которому проводятся такие конкурсы, ещё что называется «сырой», в прошедшем году в энергетической отрасли почти в каждом регионе России случались конфликты среди предприятий- поставщиков. В итоге, РАО «ЕЭС России» решило перенести срок проведения очередных региональных конкурсов по выбору гарантирующего поставщика электроэнергии на 2010 год.

Строительный комплекс

Минерально-сырьевая база ПФО позволяет производить предприятиям строительного комплекса кирпич, щебень, известь, строительный песок, а также нетрадиционные строительные материалы (диатомиты, опоки). Анализ состояния строительного комплекса показал, что существующие мощности не позволяют нарастить планируемый объем вводимого жилья к 2010 году (примерно 1млн кв. м в год).
Как и во многих регионах России, строительный комплекс ПФО переживает сейчас бурный рост, это касается как жилищного строительства, так и строительства коммерческой недвижимости, а также развития промышленности строительных материалов. Главные причины роста отрасли заключены в следующем:

• Реализация национального проекта «Жилище», и подпрограмм «Молодой семье – доступное жилье» и жилье для военных.

• Наличие запасов сырья, в том числе цемента, глин,

• Обеспечение области строительными материалами. Постоянное повышение цен на цемент и кирпич отрицательно сказывается на строительном комплексе любого региона, решение которое предлагают власти ПФО –открытие новых, собственных производств на территории субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, которые помогут решить проблему нехватки сырья и стабилизировать его рыночную стоимость, если производители не будут спекулировать.

Реализация инвестиционных проектов в строительной отрасли например, строительство первого в регионе цементного завода «Волговятцемент» (проект инициирован нижегородскими властями).
Крупнейшие предприятия- производители строительных материалов региона: «Мордовцемент», как «Евроцемент групп» (объединяет заводы «Ульяновскцемент» и «Жигулевские стройматериалы», в планах компании — строительство еще одного завода в Ульяновской области) и Holcim Group («Вольскцемент»), а также предприятия относящиеся к холдингам «БазЭл» и «Интеко».
Крупнейшие предприятия- застройщики ПФО – «Нижегородкапстрой», СУ-155, «ВолгоСтройГрупп», столичная строительная компания «Пересвет-групп». Самарская компания RBС в настоящее время строит три жилых комплекса в Ульяновске и дом в Новоульяновске, самарский завод «Электрощит» развивает производство на ульяновской площадке.