Стратегия развития портовой инфраструктуры Краснодарского края на 2006-2008 гг.

24.01.2006

Специалистами ГК «Эксперт» разработана стратегия развития портовой инфраструктуры Краснодарского края на 2006-2008гг. На территории Краснодарского края расположены 8 морских портов, открытых для международного сообщения: Новороссийск, Туапсе, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк, Порт-Кавказ, а также речной порт Краснодар.

Около 40% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются стивидорными компаниями портов Краснодарского края. В 2005 году грузооборот в портах составил 408 миллионов тонн.

Специалистами ГК «Эксперт» разработана стратегия развития портовой инфраструктуры Краснодарского края на 2006-2008гг. На территории Краснодарского края расположены 8 морских портов, открытых для международного сообщения: Новороссийск, Туапсе, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк, Порт-Кавказ, а также речной порт Краснодар.

Около 40% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются стивидорными компаниями портов Краснодарского края. В 2005 году грузооборот в портах составил 408 миллионов тонн.

Основной грузооборот проходит через Новороссийск, Порт Кавказ, Туапсе, Темрюк.

Порт Новороссийск

В настоящее время порт Новороссийск - это глубоководный порт с круглогодичной навигацией, являющийся современным многофункциональным и высокомеханизированным комплексом морских терминалов. Порт принимает суда самых различных типов, тоннажа и назначения и способен перерабатывать практически все виды грузов. Грузооборот ОАО "Новороссийский морской торговый порт" в 2005 г . достиг рекордных показателей и составил 75 млн 207 тыс. т, увеличившись по сравнению с 2004 г . почти на 7,4% или на 5 млн 177,2 тыс. т,  В структуре сухогрузов, среди прочего, зерновых перевалено 4 млн 167 тыс. т (+188%), минеральных удобрений - 2 млн 43 тыс. т (+10,7%), сахара-сырца - 1 млн 254 тыс. т (-4,8%).

В порту Новороссийск стивидорную деятельность осуществляют следующие компании:

•  ОАО «Новороссийский морской торговый порт»;

•   ОАО "Новорослесэкспорт" ;

•  ОАО "НСРЗ" ;

•  ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие»;

•  «Геопорт» - структурное подразделение ФГУГП «НПО «Южморгеология»;

•  ЗАО «Портхолдинг»;

•  ОАО «Комбинат «Стройкомплект».

Порт Кавказ

Порт Кавказ был построен в 1953 году для обеспечения работы железнодорожной и автомобильной пассажирской паромной переправы Крым-Кубань и расположен на косе Чушка в Керченском проливе.

В настоящее время  порт принимает суда длиной до 140 метров и с осадкой до 6 метров. Основная номенклатура перерабатываемых грузов: нефть, нефтепродукты, легковые автомобили, зерновые грузы и минеральные удобрения.

Перевозки пассажиров и автомобилей осуществляет Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» (Украина), которая располагает 3 автомобильными паромами. Также действует железнодорожная паромная переправа, обслуживаемая ОАО "Анроскрым".

Хозяйственную деятельность в порту Кавказ осуществляют следующие предприятия:

•  ООО «СТЛ. Трейдинг»;

•  ЗАО «Лада-Геленджик-Транс»;

•  ОАО «Порт Кавказ»;

•  ОАО «Анроскрым».

Грузооборот за 2005 г .составил 272,2 тыс. тонн. В том числе: нефтеналивные грузы составили 110,7 тыс. тонн., сухие грузы – 161,5 тыс. тонн.

Строящийся новый морской порт в районе мыса Железный Рог

Концепцией развития портов Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 13.04.98 г. № 192, в районе мыса Железный Рог было предусмотрено строительство специализированных перегрузочных комплексов по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов.

В 2004 году Минтрансом России по согласованию с администрацией Краснодарского края утверждена Генеральная схема развития порта, предусматривающая строительство перегрузочных комплексов суммарной пропускной способностью 33,5 млн. тонн.

Порт Туапсе

Морской порт Туапсе расположен на  Кавказском побережье Черного моря к юго-востоку от мыса Кадош.

Основные виды перерабатываемых грузов: нефть и нефтепродукты, каменный уголь, металл, сахар-сырец.

На территории порта осуществляют деятельность следующие предприятия:

•  ОАО «Туапсинский морской торговый порт»;

•  ОАО «Туапсинский судоремонтный завод»;

•  ООО «Туапсинский морской коммерческий порт»;

•  ООО «Туапсинский балкерный терминал».

По итогам января-февраля 2006г. грузооборот Туапсинского транспортного узла составил 3 423,6 тыс.т., что на 14,5% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Практически весь объем грузов в порту Туапсе переваливает ОАО "Туапсинский морской торговый порт". По итогам 2 месяцев т.г. стивидор увеличил объемы обработки грузов на 14,4% в сравнении с аналогичным показателем 2005г.

Также в порту осуществляет работы ООО "Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт", увеличившее оборот на 37,4% выше показателя прошлого года.

По итогам 2 месяцев 2006г. оборот угля и кокса в ОАО "ТМТП" снизился на 6,7%. Перевалка металлов, напротив, увеличилась в 2 раза. Оборот сахара в январе-феврале т.г. сократился на 17,2%.

Порт Темрюк

Порт Темрюк был построен в 1908 году на побережье Темрюкского залива Азовского моря.

В 1999 году порт открыт для захода иностранных судов и в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 24 августа 2001  года № 58, был включен в перечень морских портов России.

Основная номенклатура перерабатываемых грузов: металлопрокат, металлолом, круглый лес, пакетированные пиломатериалы, другие генеральные грузы.

Деятельность в порту Темрюк осуществляют следующие предприятия:

•  Общество с ограниченной ответственностью «Темрюкмортранс»;

•  Закрытое акционерное общество «Темрюк – Сотра»;

•  Открытое акционерное общество «Морской торговый порт Темрюк»;

•  Закрытое акционерное общество « Кубаньгрузсервис»;

•  Структурное подразделение «Дирекция по строительству перегрузочного комплекса» филиала «СКЖД» ОАО «РЖД»;

•  Закрытое акционерное общество «Темрюкский судоремонтный завод»;

Крупнейшие в России морские порты Новороссийск и Туапсе, обеспечивают перевалку более 100 млн. тонн внешнеторговых и транзитных грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта.

Новороссийск также является крупнейшим портом России перервалке чёрных металлов

Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн.

Порты Сочи, Анапа, Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне и, в основном, обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок.

Морские ворота Юга России – порты Новороссийска и Туапсе -  по грузообороту достигли своего предела при годовом приросте в 5% и ограничили свои возможности по перевалке таких грузов как металлолом и древесина. Уголь и горно-рудный окатыш из перегрузки исключаются вообще. Поэтому такие навалочные грузы как уголь, металлолом по естественным причинам были направлены в незамерзающий, круглогодично функционирующий порт Темрюк.

Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах осуществляют федеральные государственные учреждения администрации морских портов. Управлением государственной собственностью морских портов, обеспечением проектных глубин в подходных каналах и акваториях портов, организацией оказания услуг, связанных с портовой деятельностью занимаются филиалы федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт».

Одной из внешних угроз в ближайшем будущем может являться конкурс, объявленный Министерством экономического развития Грузии на передачу в аренду на 49 лет 100%-ной доли государства в ООО "Батумский морской торговый порт". Данное обстоятельство может быть воспринято, как появление нового конкурента, т.к. одним из главных условий, которое предъявляется будущему арендатору, является привлечение и переработка как минимум 6 млн. тонн грузов ежегодно.

Положительным моментом может быть расценено и то, что согласно информации Госкомстата Украины, совокупный объем грузоперевалки через порты Украины (включая морские и речные порты, а также специализированные причалы и профильные предприятия частного сектора) за период января-февраля 2006 года составил 20.021 млн.тонн (-3.5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

В то время как, несмотря на сложные гидрометеологические условия в зимний период, объем перевалки грузов в морских портах Краснодарского края за два месяца 2006 г . по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 9,2% и составил 22,3 млн.тонн. Темпы роста объемов переработки сухих грузов (124%) значительно выше,   чем по нефтеналивным (104,5%).

Нельзя не принять во внимание тот факт, что на Украине ведется строительство бункеровочных баз и комплекса по отгрузке темных нефтепродуктов на экспорт. Терминал включает строительство двух выносных причалов с подведением к ним подводных трубопроводов для приема партий сырой нефти. В "Мариупольском порту" согласно правительственной программе "Этанол" ведется строительство НПЗ мощностью 0,3 млн. тонн нефти или 0,22 млн. тонн газового конденсата в год. Также имеются другие проекты развития украинских портов. Можно предположить, что  основную конкуренцию российским транспортным проектам на Юге в ближайшей перспективе, прежде всего, составляет активизация планов Украины.

Следовательно, ускоренное развитие российской транспортной инфраструктуры на Юге имеет стратегически важное значение. Разумеется, российские порты на Каспийском и Черном морях пока что не могут обслужить все экспортно-импортные грузопотоки в этом регионе. Поэтому определенная нужда имеется и в украинских терминалах. Однако правительство России демонстрирует намерение страны основную часть грузопотоков (в целях безопасности) переваливать через национальные терминалы. С этим намерением придется считаться всем участникам транспортного рынка.

Реформирование системы управления в морских торговых и специализированных портах направлено на совершенствование системы управления и регулирования в целях:

•  разделения административно-властных и хозяйственных функций;

•  обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту;

•  обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и портовых сооружений;

•  привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры портов и развития государственно-частного партнерства в этой сфере;

•  повышения эффективности использования государственного имущества  морских  портов не подлежащего приватизации;

•  создания равных условий для осуществления хозяйственной деятельности в морских портах, обеспечения конкурентоспособности и равнодоступности услуг, предоставляемых в морских портах;

•  обеспечения баланса интересов государства, пользователей услуг морского порта и организаций их оказывающих;

•  создания системы специализированных яхтенных (спортивных) морских портов;

•  предотвращения загрязнения морской среды;

•  обеспечения непрерывности транспортного процесса, осуществляемого совместно владельцами портовой инфраструктуры и перевозчиками смежных видов транспорта;

 

Транспортная система ЮФО представляет собой "Южные ворота России", обеспечивая выход на транспортные коммуникации стран черноморского и прикаспийского регионов.

Развитие транспортной системы округа предполагает решение двух первоочередных задач:

- развитие коммуникаций в полосе международного транспортного коридора "Север-Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и международного транзита и привлечения на российские коммуникации грузопотоков из региона Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана;

- транспортное обеспечение развития рекреационных возможностей причерноморского региона.

В период до 2010 года будет осуществлена модернизация Астраханского водно-транспортного узла, порта Махачкала, получит дальнейшее развитие система паромного сообщения на Каспии. Будут развиваться перегрузочные комплексы для увеличения объемов перевалки нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском порту, строительство нового порта на мысе Железный Рог, строительство нового грузового порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского порта и улучшения экологической обстановки в городе.

В дорожном хозяйстве, помимо развития магистралей «Дон», «Каспий», «Кавказ» и других федеральных дорог в составе МТК «Север-Юг» планируется реконструировать и построить автомобильные дороги Ростов-на-Дону – Буденовск – Кисляковка – Тимашевск – Крымск, Минеральные Воды – Кочубейск,  Майкоп – Дагомыс, Армавир - Ставрополь - Элиста, а также реконструировать автодорогу граница Украины – Волгоград – Астрахань – гр.Казахстана (Атырау), которая обеспечит кратчайший выход из южной Европы на Казахстан и Среднюю Азию. Предусматривается завершить строительство мостового перехода через р. Волгу у г.Волгограда.

Комплекс задач, связанных с развитием рекреационных возможностей российского черноморского побережья, предполагает, прежде всего, защиту курортной части побережья от негативных воздействий транспорта, недопущение развития транспортных узлов и коммуникаций – в первую очередь, обеспечивающих перевозки грузов – за счет рекреационных территорий.

Потенциал южного направления грузоперевозок через территорию России является достаточно высоким и имеет возможности существенно роста в ближайшее время. По мнению аналитиков ГК «Эксперт», объемы доставок грузов через южные российские порты могут значительно увеличиться при условии сохранения положительной тенденции в работе в этом направлении.

Экономическое развитие морского транспорта южных регионов России определяется в соответствии с целевыми программами « «Юг России», «Морской транспорт» (2-й этап - 2006-2010 гг.), и программой экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 годы (Транспортный кластер).

Отработка этих механизмов предполагается при реализации инфраструктурных проектов. Следовательно, задача привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов на транспорт не выглядит неразрешимой.

В текущем году реализуются следующие инвестиционные проекты в морском транспорте:

•  «Строительство Юго-восточного района порта Новороссийск (инвесторы Новороссийский филиал ФГУП «Росморпорт», ЗАО «Портхолдинг», ОАО «НУТЭП», сумма освоения в 2005г. – 166 млн.руб. В 2005 г . построена внутрипортовая железная дорога, ведется корректировка генплана Юго-восточного района)

•  «Строительство в порту Туапсе нефтеналивного комплекса для приемки крупнотоннажных танкеров» (инвестор ОАО «Роснефть-Туапсенефтепродукт», сумма освоения в 2005г. – 220,4 млн.руб. Работы проводятся по береговой составляющей.

•  «Строительство комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов в районе мыса Железный Рог» (инициатор ЗАО «Таманьнефтегаз») – сумма освоения в 2005г. – 2735 млн.руб.;

•  «Строительство нефтеналивного терминала в Темрюкском районе (инициатор проекта ООО «Союзресурс-Кубань») –  сумма освоения в 2005г. 100млн.руб.)

Также необходимым условием реализации общей стратегии является адекватное нормативное правовое обеспечение.