Транснациональные компании на продовольственном рынке России

20.01.2011

2010 год отличился двумя важнейшими событиями на продовольственном рынке России: Danon выкупил контрольный пакет акций (58%) крупнейшей молочной компании «Юнимилк», а Pepsi стала обладательницей 66% акций «Вимм-Биль-Дана». Эти сделки вошли в историю бизнеса, как наиболее крупные вне сырьевого рынка в России.

2010 год отличился двумя важнейшими событиями на продовольственном рынке России: Danon выкупил контрольный пакет акций (58%) крупнейшей молочной компании «Юнимилк», а Pepsi стала обладательницей 66% акций «Вимм-Биль-Дана». Эти сделки вошли в историю бизнеса, как наиболее крупные вне сырьевого рынка в России. В результате в стране практически не осталось крупных производителей молочной продукции, также практически исчезли отечественные игроки с рынка соков, но на этом экспансия западных компаний, по словам некоторых экспертов, не остановится. Для многих стран мира преобладание транснациональных компаний в экономике вполне закономерно, для России же такой опыт является новым.

Однако в сложившейся ситуации есть свои преимущества: во-первых, российское производство вышло на мировой уровень и получило признание лидеров мирового рынка товаров повседневного спроса (FMCG-рынок). Во-вторых, иностранные игроки обещают рост производства, который будет способствовать увеличению занятости, налоговых сборов и потребления отечественного сырья. К тому же появится возможность поставлять молочную продукцию в страны Ближнего Востока и Азию, в которых потребление молока с каждым годом увеличивается. В-третьих, цены на продукты питания могут стабилизироваться. Это связано, прежде всего, с тем, что у транснациональных компаний более активная маркетинговая стратегия, способствующая обострению конкуренции между переработчиками сырья, что в свою очередь приведёт к стабилизации цен реализации.

Несмотря на перспективы, открывающиеся перед российским рынком продуктов питания, не стоит забывать о продовольственной безопасности страны. Иностранные компании не заинтересованы в развитии технологичности российского производства: сложные компоненты, инновации и сырьё длительного хранения будет поставляться из-за рубежа. Как отмечают многие эксперты, Россия представляет интерес для транснациональных компаний, прежде всего, наличием крупного рынка, а не в качестве равноправного бизнес-партнёра.