Обзор проектов строительства логистических комплексов в Краснодаре

27.04.2011

Краснодар наравне с Ростовом-на-Дону становится одним из наиболее перспективный город в сфере развития логистических парков.

Многие специалисты в области недвижимости и торговли отмечают, что Южный федеральный округ практически не обладает качественными складскими помещениями, в то время как достаточно бурно развивается сетевая торговля как продовольственной, так и не продовольственной сферы. Краснодар наравне с Ростовом-на-Дону - наиболее перспективный город в сфере развития логистических парков. Однако за последние годы предложение по новым площадям в данном сегменте рынка практически не увеличилось.
По состоянию на 2008-2009 годы в Краснодаре и его пригороде было заявлено порядка десяти крупных проектов строительства современных логистических центров. Инициаторами выступали такие крупные компании как: «Девелопмент-Юг», «Parkridge Holdings», «ADM Group», «Raven Russia», «М-Индустрия», «Eastfield Group», «ЕврАзЭС - Краснодар», проекты которых предусматривали складские помещения класса А средней площадью 100-200 тыс. кв. м.
Основным и наиболее вероятно осуществимым на тот момент являлся проект «Девелопмент-Юг» - «ProLogica Park Тахтамукай». В 2010 году наиболее вероятным к завершению считаются проекты «Eastfield Group» и «ЕврАзЭС - Краснодар».
«Девелопмент-Юг»
Корпорация в 2008 году начала строительство первой в Краснодарском крае сеть логистических комплексов класса А – «ProLogica Park».
Главным преимуществом ProLogiсa Park должно было стать комплексное обслуживание клиентов которыми выступают операторы логистических услуг, крупные международные и российские торговые сети.
Проект, включает 600 000 кв.м. складских помещений суммарный объем инвестиций оценивался в 25 000 млн. руб.
Первой очередь сети ProLogica Park должен был стать «ProLogica Park Тахтамукай» - находящийся в южной зоне пригорода, в 8 км от городской черты. Для строительства выбран участок площадью 35 га, расположенный на трассе регионального значения Краснодар – Новороссийск. Общая площадь складских помещений предусмотренная проектом составляет 100 000 кв.м. Из них 15 000 кв.м. – низкотемпературные складские помещения. Ближайшие соседи комплекса: торгово-развлекательный центр «МЕГА», IКЕА, гипермаркет «Ашан», DIY-центр «Leroy Merlin», ТЦ «Московский». Строительство планировалось закончить в 2009-2010 гг.
Не смотря на то, что в проект уже было вложено 400 000 тыс.руб., смонтирован металлический каркас здания, из-за кризиса корпорация «Девелопмент-Юг» приостановила строительство логистического парка
Еще три участка в восточной, северной и западной частях пригорода планировалось освоить до 2012 года. Однако на сегодняшний день они находятся в «бумажной» стадии.
С логистический точки зрения объекты сети ProLogiсa Park обладают очень удачным расположением - на федеральных трассах с наибольшим грузопотоком в направлениях Москвы, Новороссийска, Сочи, Темрюка, Порт-Кавказ.
«М-Индустрия»
В 2008 году компания объявила о выходе на рынок складской недвижимости в ЮФО. Для реализации поставленных целей было создано ООО «Логистический парк «Южный». В рамках федеральной программы «Юг России на 2008-2012 гг.», которая предусматривает участие государства в развитии инфраструктуры, компания планировала построить на федеральной трассе М-4 «Дон» в Теучежском районе Республики Адыгея (в 20 км. от Краснодара) логистический парк класса А площадью 300 000. кв. м., в том числе 15 000 кв. м. офисных помещений. Инвестиции в складской проект оценивались в 11 000 млн.руб. Для этих целей компания получила в аренду земельный участок площадью 60 га. Рассматривалась возможность подведения железнодорожной ветки за счет бюджетных средств. Всего из республиканского бюджета, в качестве государственной поддержки, для обеспечения участка инженерной инфраструктуры планировалось выделить 180 млн.руб., из которых 23 млн.руб. было уже выделено.
Летом 2009 года компания приняла решение об изменении концепции логистического комплекса «Южный», на строительство агроиндустриального комплекса по хранению, переработке, упаковке и реализации продукции сельского хозяйства, объединяющий предприятия, ориентированные на аграрный сектор.
Первую очередь планировалось запустить в конце 2010 года, вторую - в 2011, и третью - в 2013 году.
Однако, на данный момент строительство остановлено на неопределенный срок в связи с затруднительным финансовым положением компании.
Megalogix
Комплекс планировалось возвести на земельном участке с площадью – 24 га, при этом общая площадь комплекса составила бы более 100 000 кв.м. Под офисные помещения отводилось 5 000 кв.м. Стоимость проекта оценивается в 2 500 млн.руб. Строительством логистического комплекса Megalogix занимается компания «Логопарк-Кубань», которая планировала закончить объект к 2010 году. На данный момент сроки завершения проекта не определены.
Parkridge Holdings
Несмотря на то, что вся необходимая разрешительная документация имеется, компания приостановила начало строительства под Краснодаром складского комплекса класса А общей площадь 150 000 кв.м. Основная причина - отсутствие интереса у арендаторов к проекту.
Для целей проекта был взят в аренду на 49 лет участок земли площадью 32 га на территории Республики Адыгея, в 10 км южнее Краснодара, около автодороги Краснодар - Новороссийск.
Предполагаемый объем инвестиций в проект составил бы около 3 000 млн.руб. в течение 5 лет. Реализация планируется в несколько этапов. Площадь первой очереди составляла 30–50 тыс.кв.м. Минимальный блок, сдаваемый в аренду, составит 2 000 кв.м. Это в 2 раза меньше, чем в классических складах класса А.
Продолжение строительства объекта компания планирует под определенных заказчиков, в том случае, если последует оживление на рынке коммерческой недвижимости.
«ЕврАзЭС - Краснодар»
Закрытое акционерное общество «Международный логистический центр «ЕврАзЭС-Краснодар» обратилось в Администрацию города Краснодар с заявлением о предоставлении разрешения на использование земельного участка, принадлежащего компании на праве собственности, площадью 63 тыс.кв.м. в Прикубанском округе для строительства логистического центра. Местонахождения участка: 1 км. от пересечения улиц Красных Партизан и Придорожная в сторону ЖК «Немецкая деревня».
В августе 2010г. было подписано постановление о предоставлении компании данного разрешения. По состоянию на март 2011 года на участке возведен каркас двух корпусов и частично смонтирована крыша и боковые панели.
Проектом предусмотрено строительство 30 000 кв.м. складской площади для товаров народного потребления. Морозильных и холодильных камер не предусмотрено, но конструктив здания позволяет их оборудовать в нужный момент.
По состоянию на март 2011 года на участке возведен каркас двух корпусов и частично смонтирована крыша и боковые панели.
Eastfield Group
ООО «Истфилд Лоджистикс» приостановило работы над проектом логистического комплекса класса А Eastfield Park Krasnodar в Краснодарском крае г. Кореновске. В компании решают вопрос с дальнейшим финансированием объекта. Ориентировочно возобновление работ по проекту и сдача площадей первой очереди намечено в течение 2011 году. Строительство ведётся под конкретных клиентов.
Планировалось, что комплекс будет построен на участке 20,5 га на расстоянии 60 км от Краснодара, возле федеральной трассы М4-Дон. Площадь участка, который был оформлен в собственность, составляет 110 тыс. кв. метров, из них 5 тыс. планировалось отвести под офисные помещения, 4,1 тыс.— под мезонин, планируемая площадь складских помещений — 101 тыс. кв. метров. Проект разбит на две фазы (57,5 и 52,6 тыс. кв. метров соответственно). Изначально, первую планировали завершить во втором квартале 2009 года, вторую — до конца 2009 года.

Также, в крае осуществляется программа «Краснодарский транзит»
«Краснодарский транзит» - комплексное решение по реконструкции Краснодарского транспортного узла, выполняемое в рамках утвержденного генерального плана города. Проект направлен на расширение и модернизацию транспортной системы города с учетом транзитной составляющей грузо- и пассажиропотока, и активизацию деловой жизни на территориях, прилегающих к внутригородскому участку железнодорожного пути Тимашевского направления
В рамках проекта предполагается реализация подпроектов:
1. Развитие железнодорожного узла:
2. Развитие автотранспортного узла предусматривает
3. Развитие пассажирского транспорта:
4. Развитие территорий предполагает строительство на территории 113 га Логистического парка.

Всего же, по разным оценкам, общий объем заявленных в период 2008-2010 гг. складских объектов составляет 1,2-1,5 млн. кв.м.
Доминирующее большинство инвестиционных проектов по строительству высококлассных складских комплексов будут реализовываться по принципу build-to-suit, т.е. под конкретного заказчика. Эта тенденция была актуальна, но менее выражена и в докризисный период.
Пока у «замороженных» проектов не определены конкретные заказчики, точно оценить возможные изменения предложения и конкуренции не представляется возможным.