Вторая волна малоэтажной застройки

11.03.2010
На прошлой неделе министр регионального развития Виктор Басаргин, выступая на Третьем всероссийском конгрессе по малоэтажному строительству привел данные о том, что ввод малоэтажного жилья в России в 2009 году составил 50% (против 42% в 2008 году) от общего объема строительства. Получается, что по сравнению с 2008 годом доля нового малоэтажного жилья выросла на 8%. Многие эксперты предрекают данному сегменту рынка уверенное развитие в будущем.

Малоэтажное строительство может и должно развиваться интенсивно.

К числу преимуществ малоэтажного строительства можно отнести возможность для покупателя получить одновременно плюсы городского комфорта и бонусы загородной жизни: много зелени, собственный дворик и т.д. Для девелоперов плюсы малоэтажного строительства заключаются в наличии неудовлетворенного спроса на такую недвижимость, значит, существуют перспективы развития этого сегмента.
Многие семьи и рады были бы переехать за город и поселиться в собственных домах, но их останавливает плохая транспортная доступность и неразвитая инфраструктура: отсутствие детских садов, поликлиник, спортивных центров и других удобств, которые на данный момент расположены в черте города. Если человек готов мириться с такими неудобствами, то переезд вполне возможен.
К тому же к основным барьером к покупке собственного дома является его стоимость, зачастую сильно завышенная девелоперами.
Таким образом, для развития малоэтажного строительства надо выполнить ряд первостепенных задач.
Современные малоэтажные поселки - это не деревня в устаревшем понимании слова. Это продуманное поселение со всем комплексом инфраструктуры. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед отраслью - это инфраструктурная подготовка территорий. Причем как за счет синхронизации государственных программ, предусматривающих финансирование инфраструктурной подготовки территорий, в том числе ФЦП «Жилище», так и за счет инвестиционных программ естественных монополий. Есть четкое понимание, что проекты высокой социальной значимости, уж тем более те, в которых часть жилья будет продаваться по фиксированной цене для выполнения обязательств государства перед социальными категориями граждан, должны реализоваться в рамках государственно-частного партнерства.
Задача, ставшая самой актуальной в условиях экономического кризиса, - это активизация спроса, как государственного, так и коммерческого - через вовлечение банков в кредитование малоэтажного строительства.
В ноябре 2009 года Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) подписало соглашение с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в рамках которого НП «НАМИКС» становится координирующим звеном программы «Стимул», цель и задачи которой - это стимулирование кредитования застройщиков жилья эконом-класса и физических лиц, приобретающих жилые помещения. Она предусматривает три направления. В рамках первого АИЖК будет выкупать у банков ипотечные кредиты, предоставленные ими физическим лицам. В рамках второго агентство планирует выкупать так называемую ипотеку юридических лиц, в том числе фондировать выкуп Фондом содействия развитию жилищного строительства (РЖС) до 25% жилья экономического класса, возводимого на землях фонда. Третье направление предполагает, что АИЖК будет фондировать целевые кредиты банков девелоперам на период строительства жилья.

Реализация данной программы позволит снизить ставку по ипотечным кредитам для физических лиц на жилье, строящееся на землях Фонда РЖС, до 11% годовых.